Введение
Анализ как одна из операций процесса управления, перспективы развития в условиях рыночной экономики отвечает на вопросы:
– цель анализа, его главные направления;
– основные приемы;
– методы оценки результатов анализа;
– информационная база.
АХФД предприятия является прикладной дисциплины. Если быть точнее, это метод, который используют экономисты для получения информации об объекте своего исследования предприятия. Почти вся информация для АХФД, получается, по средствам бухгалтерского учета. Его составными частями является:
финансовый учет, который предоставляет информацию для финансового анализа; и
управленческий учет, поставляющий информацию для технико-экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Экономический анализ должен предшествовать и сопровождать текущие, оперативное управление предприятия, служит необходимой предпосылкой в выработки стратегических решений, определить линию развития предприятия. Экономический анализ должен развивать фирму, разрабатывать и обеспечивать реализацию проектов инновационного и производственного профиля, повысить эффективность работы. Экономический анализ в процессе управления занимает первое место, т. к. планирование не возможно без оценки прошлого.
Основными приемами экономического анализа является:
– прием сравнения, заключается в сопоставлении показателей отчетного периода с их плановыми значениями или значениями предшествующего периода.
– прием сводки и группировки, заключается в объединении информации в аналитические таблицы, что позволяет сделать более обоснованные сравнения и выводы.
– прием цепных подстановок, применяется для расчетов величены влияние отдельных факторов на уровне результатного показателя.
– прием разниц, состоит в том, что сначала рассчитывается абсолютная или относительная разница. В отличие от приема ПЦП
этот прием нужно использовать для очень ограниченного ряда уравнений.
Методами оценки результатов анализа является:
– Метод критериальных оценок – используется, когда число показателей анализируемый период не велик, репутация фирмы стабильна, когда фирма работает в традиционных для себя сферах, т.е. не менять вид деятельности. Суть критериального метода состоит в сравнении значений аналитических показателей фирмы с их критериальным значением.
– Динамический метод – по отраслевым показателям, состоит в сравнении динамики показателей фирмы с динамикой показателей отросли или другими группами предприятия. Суть метода состоит именно в этом. В зарубежной практике сбор и обработку информации для финансового анализа по отраслям ведут специальные фирмы.
Информация, сведенья, которые уменьшают неопределенность в той или иной области, к которой они относятся. Для выявления отличий на успешных предприятиях или в среднем по отросли, необходима соответствующая информация, позволяющая применить методику сравнительного анализа.
Требования к экономической информации, содержащиеся принимаемых законов и ведомственных инструкциях, в последнее время начинают совпадать с требованиями мировых стандартов бухгалтерского учета, аудита и практики ФХД. ............