ПГУ им. М. В. Ломоносова
Реферат на тему
"А.М. Горчаков – выдающийся дипломат XIX века"
Выполнила
студентка 1 курса ФФиЖ Горчакова Ольга Вадимовна
Проверил доц. Белошапкин С. С.
Архангельск, 2009 г.
Содержание
1. Детство и юность Александра
2. Начало карьеры
3. Работа в Вене
4. Годы службы в Германии и в период Крымской войны
5. Министр иностранных дел
6. Заключение
7. Список литературы
1. Детство и юность Александра
Александр Михайлович Горчаков родился в июне в Гапсале в семье военного. Отец его, Михаил Алексеевич, был генерал-майором, а мать, Елена Васильевна, в девичестве Ферзен, была дочерью полковника русской армии. В семье было пятеро детей: четыре дочери и сын. В детстве Александр получил хорошее домашнее образование, а также окончил гимназию в Петербурге. В 1811 году впервые проводился набор в Царскосельский лицей, куда был принят и Горчаков наряду с Пушкиным, Кюхельбекером, Матюшкиным, Пущиным, детьми из царской семьи и многими другими мальчиками из знатных и богатых семей. В лицее царила атмосфера творчества, все учащиеся могли найти себе занятие по душе, имели возможность раскрыть свои таланты и способности не только в науках, но и в искусстве. Важную роль в формировании личности воспитанников сыграл первый директор лицея, просветитель, дипломат и учёный – В.Ф. Малиновский, которого Александр называл "благодетелем моим".
Большинство учеников имели либеральные взгляды, отстаивали свободу личности и разделяли реформаторские усилия Александра I. Юный Горчаков был сторонником сохранения монархии, но ратовал за разумные преобразования государственного аппарата, за ограничение (а затем и ликвидацию) крепостного права, за введение и расширение гражданских свобод. В лицее Александр всегда пользовался заслуженным уважением не только товарищей по учёбе, но и преподавателей. Например, профессора русской, латинской и немецкой словесности называли его лучшим по этим предметам и "прекрасным учеником во всех отношениях". В своих суждениях и мыслях Александр был самобытен, самостоятелен, не старался никого копировать. Но уже с юных лет в нём проявлялись такие черты, как самолюбование, светский лоск. Некоторые считали его эгоистичным и самовлюблённым, но это не так. Александр ещё в лицее определился с будущей профессией и твёрдо шёл к поставленной цели. Например, так он писал своему дяде А. Н. Пещурову в 1816 году: "Военная, хотя не представляла мне почти ничего привлекательного в мирное время, кроме мундира… однако я всё же имел предрассудок думать, что молодому человеку надо начать службу с военной… Но я представляю другим срывать лавры на ратном и решительно избираю статскую, как более сходную с моими способностями, образом мыслей, здоровьем и состоянием…, а из статской. По Вашему совету, благороднейшую часть - дипломатическую".
2. Начало карьеры
Свою дипломатическую службу молодой Горчаков начал под руководством графа И.А. Каподистрия, который в то время был статс-секретарем императора Александра I по восточным делам. Графу весьма понравился Горчаков, и он возлагал на него большие надежды. Именно этот известный дипломат стал первым учителем и наставником Александра Горчакова в политической сфере. ............