Алжир от Бен Бадиса до ВИГ
Ассоциация алжирских улемов была создана в 1931 году; в её уставе было записано, что не следует ни коим образом вмешиваться в политику, на деле активно участвовала в политической жизни, вплоть до революции 54г. Ассоциация была идейно близка «Братьям мусульманам», один из её основателей Абд аль Хамид Бен Бадис выдвинул воодушевляющий лозунг: «моя родина – Алжир, мой язык – арабский, моя религия – ислам». В условиях идеологического кризиса в алжирском обществе его программа поддержки исламских ценностей была, могла бы быть единственной платформой, объединяющей всю страну. Он отчетливо видел алжирскую нацию и алжирское государство, ни имеющее ничего общего с Францией. Задачей улемов было сохранение исламской идентичности мусульман, подвергающихся тлетворному влиянию европейских колонизаторов, однако влияние ассоциации не распространялось на городские низы и сельские районы, где были традиционно сильны марабуты. Открытая борьба с французским господством не входила в планы ассоциации, но отсутствии влиятельной алжирской буржуазии и партии, которая могла бы сформировать соответствующую националистическую платформу, ассоциация в купе с коммунистами на Мусульманском Конгрессе 36 года выступила как антиколониальная сила, и в дальнейшем поддерживала выступления против французского господства, придавая им религиозную легитимность.
ФНО с начала своей работы декларировал построение суверенного социального государства на исламских принципах. Исламский социализм означал «третий путь», отличный от западного капитализма и советского коммунизма, одинаково угрожающих исламской идентичности народа. Ассоциация алжирских улемов полностью поддерживала ФНО, не смотря на сомнительную религиозность националистов. После победы освободительного движения многие члены Ассоциации интегрировались в новую власть.Тауфик аль Мадани стал министром по религиозным делам, Ахмад Хаммани – президентом Высшего исламского совета Алжира. При этом ФНО жестко пресекал попытки улемов влиять на свою политику.
В оппозиции социалистическому курсу осталась худосочная ассоциация ортодоксов «Исламские ценности» (аль Кыям аль ислямия). Реальной силы они не составили, протянув с 63 по 65 год в собраниях, митингах и лозунгах о незаконности отступлений от ислама, от которого режим на словах не отступал. Собственно, ничего другого в качестве фундамента национальной идентичности после отрицания всего французского у ФНО не осталось. Начатый с принятия в 76 г. Национальной хартии Алжирской Народной Демократической Республики правительственный курс на арабизацию и исламизацию требовал новых кадров и проверенных идей; отовсюду в Алжир стекались преподаватели арабского языка, среди которых египетские братья - мусульмане, изгнанные Насером, оказались в нужное время в нужном месте. Богобоязненные алжирцы, которые в скором времени бросят вызов гегемонии ФНО, получали этих учителей идеи аль-Банны, Маудуди и Кутба.
В начале 80-х радикальные джихадисты , такие как борец за свободу Мустафа Буяли его Вооруженное Исламское Движение(изначально называвшееся «читатели Сеййида Кутба»), еще не пользовались широкой поддержкой, в отличие от умеренных салафитов, каким был например Аббаси Мадани, один из основателей Исламского Фронта Спасения, не пытавшихся при помощи силы сменить существующий строй. ............