Часть полного текста документа:Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) Аннушкин В. И. А.Ф.Мерзляков был профессором Московского университета и занимал кафедру российского красноречия и поэзии с 1804 по 1830 гг. Его "Краткая риторика" выдержала 4 стереотипических издания с 1809 по 1828 гг. Влиятельность "Риторики" Мерзлякова обусловлена его мастерской стилистикой, образностью и выразительностью языка. В основу своей теории Мерзляков положил учение о слоге или стиле, отказавшись от изобретения и полагая найти в стилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений. Его частнориторические описания наиболее интересны точным нахождением содержательно-стилистических качеств каждого рода и вида словесности. Именно Мерзляков первым представил роды и виды словесности в таком разнообразии: 1. письма; 2. диалоги; 3. учебные сочинения; 4. история (характеры, биография, романы, подлинная история); 5. речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические). А.Ф. Мерзляков был блестящим литературным критиком и неплохим поэтом. С 1803 по 1810 гг. он создал цикл песен, пользовавшихся большим успехом у современников. Ценился и педагогический талант А.Ф. Мерзлякова: среди его учеников были М.Ю. Лермонтов, А.И. Полежаев, Ф.И. Тютчев. Объяснение риторики и красноречия осуществлено А.Ф. Мерзляковым вполне в соответствии с ломоносовскими традициями: "Риторика заключает в себе полную теорию красноречия. Красноречие... есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего. Древние под именем красноречия разумели единственно искусство оратора, а под именем красноречия разумели единственно искусство оратора, а под именем риторики - правила, служащие к образованию оратора". Другое значение слова риторика - "теория прозаических сочинений", не ограничивающаяся "убеждением и доказательствами"; наконец, риторика - наука научать наш разум и занимать воображение, или трогать сердце и действовать на волю". Непоследовательность взглядов А.Ф.Мерзлякова, впрочем, выразилась в том, что риторика, "не простирает своих исследований до мыслей и до слов, предоставляя это логике и грамматике" (вспоминаются слова Цицерона: "красноречие состоит в мыслях и словах"). Отношения с логикой и грамматикой проясняются далее: риторика "более смотрит на красоту и стройность сочинения, т.е. она учит мысли, правильно обдуманные и по правилам грамматики выраженные, представлять в виде изящном и соответственном каждому роду красноречия". В системе терминов А.Ф.Мерзлякова отсутствует "словесность" - к этому понятию, видимо, ближе всего "речи", определением которых начат учебник: "Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших мыслей и чувствований, расположенное в определенном порядке и связи". При этом не вполне ясно, что такое "язык", когда Мерзляков пишет: "Порядок и связь отличают искусственную речь от языка. Под словом языка в пространном смысле надо понимать все правила речи..." Если язык - это не "искусственная" (искусная) речь, то есть необработанная речь, то почему язык вбирает "все правила речи"? В то же время дальнейшее рассуждение предлагает ясно "три особенные науки", представляющие правила речи: "логику, или диалектику, которая учит думать, рассуждать и выводить заключения правильно, связно и основательно; грамматику, которая показывает значение, употребление и связь слов и речей; и риторику, которая подает правила к последовательному и точному изложению мыслей, к изящному и пленительному расположению частей речи, сообразно с видами каждого особенного рода прозаических сочинений". ............ |