Часть полного текста документа: Александровские Мореходные Классы во Владивостоке в 1890 - 1902 гг. Валерий Королюк ISBN 5 - 8343 - 0014 - 6 (c) Валерий КОРОЛЮК, 1999 (c) ДВГМА, 1999 "...приложить старания о заведении, по городам, откуда отправляется купеческое водоходство, водоходных школ." Екатерина II (Великая), 1782 г. "...нужно иметь предварительное понятие о свойстве и особенностях морской службы, тогда только можно воспользоваться уроками морских случайностей. В противном же случае эти уроки пропадут безвозвратно..." адмирал Е.В.Путятин, 1860 г. Первый историограф Владивостока, Н.П.Матвеев, уделил этому событию всего лишь одну фразу, в его книге "Краткий исторический очерк г. Владивостока. 1910 г." зарождение в городе морского образования отмечено как бы вскользь: "Дела просвещения. 14 ноября в здании городского училища были открыты Александровские мореходные классы." Чуть раньше там же он упомянул: "Просветительные дела за 1889 г. Открыто г-жей Филиппченко частное училище с программой среднеучебных заведений. Разрешено открыть мореходные классы. Возник также вопрос о переформировании женского училища ("института", как его здесь называли) в гимназию"[21]. И это - всё про первое двадцатилетие будущей кузницы морской славы дальневосточного побережья России. 26 (14 - по старому стилю) ноября 1999 года Дальневосточной Государственной Морской Академии имени адмирала Г.И. Невельского, ведущей свое начало от тех самых классов, исполнилось 109 лет... Последний год второго тысячелетия нашей эры, 2000-й от Рождества Христова, будет годом 110-м от начала морского образования в Приморье, 98-м от открытия в нем Александровского училища Дальнего Плавания, 77-м от преобразования последнего во Владивостокский водный техникум путей сообщения, 71-м от переименования водного техникума в Морской, 56-м от появления Владивостокского высшего мореходного училища, 35-м от присвоения этому учебному заведению имени "Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Геннадия Ивановича Невельского" и годом 9-м от переформирования его в Морскую Академию. 1. "Если Россия примется за умножение своих купеческих кораблей, тогда падут и Англия, и Голландия." Вальполь, англ. министр, XVIII в. К началу 60-х годов прошлого столетия, когда родилась идея о мореходных классах, во всей Российской Империи существовало лишь шесть учебных заведений, готовивших моряков для коммерческого флота: Кронштадтская рота торгового мореплавания, Херсонское училище торгового мореплавания, шкиперские курсы в Архангельске и в Кеми, навигационные курсы в Либаве и частное навигационное училище в Риге. Первые (частные) мореходные классы - для моряков-практиков, двухгодичные - появились в России в декабре 1864 г. (через 10 лет их насчитывается уже 15, через 25 лет - 41) в местечке Гайнаж под Ригой, по инициативе Х.М. Вальдемара, одного из организаторов и вдохновителей Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству: "Теперь у нас сухопутный люд считает матроса торгового флота чуть ли не самым презренным промышленником, негодяем, пьяницей и проч. Весьма понятно, что вследствие этого общего презрения к труженикам-морякам сначала многие... не понимали смысла и назначения наших мореходных школ. Да и теперь многие их не понимают"[8]. С этого же года специальная комиссия при Министерстве финансов разрабатывает законодательную базу для мореходных классов. ............ |