Часть полного текста документа:Александр Сухово-Кобылин В. Гольдинер Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817-1903) - выдающийся русский драматург. Р. в богатой помещичьей семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Образование получил на физико-математическом отделении философского факультета. Под влиянием своего друга детства - А. И. Герцена - С.-К. увлекся философией, которую он впоследствии считал своим истинным призванием. По окончании ун-та С.-К. вел светскую жизнь, проводя большую часть времени за границей. В 1850 спокойное течение жизни С.-К. было прервано трагической смертью (убийством) француженки Луизы Симон-Деманш, находившейся с ним, по определению официальных документов, "в любовной связи". К следствию по делу были привлечены сам С.-К. и его крепостные, бывшие в услужении у Симон-Деманш. С.-К. был дважды арестован. В 1854 в тюрьме С.-К. написана создавшая ему славу драматурга комедия "Свадьба Кречинского", задуманная и начатая им во время одного из заграничных путешествий. "Свадьба Кречинского" впервые была поставлена в 1855 на сцене московского Малого театра, а в следующем году была напечатана в "Современнике". У публики пьеса имела большой успех. Критика же недооценила эту замечательную комедию. В 1857 закончилось следствие по делу об убийстве Симон-Деманш, давшее С.-К. обильный материал для последующих частей его трилогии и наложившее резкий отпечаток на его творчество. Дело окончилось оправданием всех обвиняемых. Тем не менее вопрос о причастности драматурга к убийству породил обширную литературу. В настоящее время этот вопрос можно считать разрешенным в отрицательном смысле. Вторая часть трилогии - драма "Дело" - была написана С.-К. спустя семь лет после постановки "Свадьбы Кречинского". Пьеса была запрещена к постановке из-за резко отрицательного изображения чиновничьего мира. Впервые она была напечатана за границей. В русской же печати она появилась лишь в 1869. В 1882 удалось осуществить первую постановку пьесы в значительно урезанном виде на сцене Александринского театра. Не менее тяжелые испытания ожидали последнюю часть трилогии - "Смерть Тарелкина". Эту пеьсу С.-К. закончил после многочисленных переделок в 1868. В следующем году она была опубликована вместе с первыми двумя частями трилогии под общим названием "Картины прошедшего". Поставлена же впервые лишь в 1900 в переработанном виде и под измененным названием "Расплюевские веселые дни". Оставшиеся лежать под спудом, лишенные доступа на сцену, "Дело" и "Смерть Тарелкина" не получили достойной оценки современной С.-К. критики. Столь различные по своему направлению и эстетическим критериям журналы, как "Вестник Европы" и "Дело", сходились в оценке этих произведений. Оба журнала отмечали несценичность "Дела", отсутствие в нем драматического действия, живых и глубоких характеров. И совсем уничтожающей была оценка "Смерти Тарелкина" - пьесы, которую сам драматург считал своим лучшим произведением. "Это довольно пустой фарс, основанный на переодевании и самом невероятном анекдоте", - писал "Вестник Европы". Аналогичной и не менее резкой была оценка "Дела". Отсутствие заслуженного признания со стороны критики, трудности продвижения пьес на сцену сыграли не последнюю роль в отходе писателя от литературы. ............ |