Часть полного текста документа:Александр Поп Поп Александр (Pope, 1688-1744) - английский поэт. Родился в Лондоне, в католической семье купца. Принадлежит к тем выходцам из буржуазии, которые, становясь идеологами аристократии, стремятся всячески вытравить следы своего буржуазного происхождения. Порывая со своим классом, они не всегда сливаются с другим, и творчество их обычно полно противоречий между их субъективными намерениями и чертами буржуазной культуры, которые они вносят в дворянскую литературу. Первое значительное произведение П. - "Essay on criticism" (Опыт о критике, 1711), написанное стихами во время тяги буржуазных писателей к прозе, - это попытка построить систему эстетики английской аристократии. П. защищал классицизм теоретически и старался всемерно оправдать его творчески. Но в следующем своем произведении - "The rape of the lock" (Похищение локона, 1712) - П. явно нарушил изложенные им принципы, отразив в своем творчестве буржуазные влияния. Торжественным размером, в высоком "штиле" повествуется о том, как глуповатый юнец похитил у чопорной девицы локон. Сюжет взят из действительной жизни. Демократическая критика и читатель восприняли эту поэму как пародию на стиль аристократии. Следующее произведение Попа - "Windsor forest" (Виндзорский лес, 1713) - еще дальше от классицизма. По отношению к природе Поп является прямым предшественником Томсона, автора "Времен года", хотя и пытается удержаться на позициях классицизма и отстоять их от влияния буржуазной литературы. Продолжая невольно отражать буржуазные влияния, этот обслуживающий аристократию поэт в некоторых произведениях, как "Elegy to the memory of an unfortunate lady" (Элегия памяти несчастной леди, 1717) или "Epistle from Eloisa to Abelard" (Письма Элоизы к Абеляру, 1717), подошел весьма близко к буржуазному сентиментализму. Особенно это выражено в его "Переписке с друзьями". В большинстве случаев это - мастерски написанные короткие рассказы, предвещающие "Сентиментальное путешествие" Стерна. Совместно со Свифтом П. издал четыре сборника "Miscelanies in prose a. verse" (1727-1732), в которых они нападали на демократическую литературу и писателей; буржуазные писатели ответили резким контрударом. П. написал тогда свою знаменитую "The Dunciad" (Дунсиада, 1728), что по-русски значит "Глупиада". В этой мастерски выполненной сатирической поэме сделан как бы смотр всем неаристократическим литературным силам того времени и все они жестоко высмеяны. Это был сильный удар по врагам того класса, которому П. служил. Вся писательская среда выступает под видом птиц и животных, а многие и под собственными именами. Рисуется царство сплошной скуки и глупости. "Essay on man" (Опыт о человеке, 1733) представляет собой попытку построения философии оптимизма. По существу, это - стихотворное переложение взглядов лорда Болингброка. Основной тезис этой философии - "все, что существует, - разумно". Бог создал мир и ушел от дел, законы мира вечны и незыблемы. Эта "незыблемость мира" означала прежде всего незыблемость общественных форм. Но и в "Опыте о человеке" П. не мог не поддаться воздействию буржуазной мысли, в частности вольтерьянским влияниям. Это вызвало недовольство аристократических читателей. В оправдание он написал "Всемирную молитву" (Universal prayer), которая прошла незамеченной. Кроме этого П. написал еще опыты "Of the Knowledge a. characters of men" (О знаниях и характере человека, 1733), "Of the characters of women" (О характере женщины, 1735; этот опыт - сплошная сатира на женщину), "Of the use of riches" (Об употреблении богатства, 1732). ............ |