Часть полного текста документа:Алаявиджняна Алаявиджняна (санскр.- "аккумулированное сознание"), в индийской философии, особый вид сознания, в котором хранятся "семена" всех предыдущих опытов. Концепция алаявиджняны имеет весьма древнее происхождение. Можно предположить, в частности, что модель алаявиджняны уже различима на самой ранней стадии эволюции понятия "непроявленного" (авьякта) у санкхьяиков, когда оно означает еще не первоматерию мира (Пракрити), но скорее внутреннее ядро индивида, которое не рождается, не стареет, не закабаляется и не умирает вместе с "внешним человеком". Именно так можно понимать трактовку "непроявленного" в философии учителя Будды санкхьяика Арада Каламы, как она представлена в Буддачарите Ашвагхоши. Ближайший исток алаявиджняны - концепция сознания (виджняна), разрабатывавшаяся в Абхидхармических текстах классического буддизма. Учение об алаявиджняне вполне сложилось уже ко времени составления Ланкаватара-сутры (3-4 вв.), где оно обозначается и просто как "сознание" (читта). Здесь "аккумулированное сознание" находится в "диалектическом" отношении с "семенами" действий (биджа): оно и не отделимо от них, и не связано с ними, не "пропитано" ими, но "обернуто" ими; сравнивается с чистой одеждой, которая загрязняется ими, но не "окрашивается" в их цвет. Еще более популярная аналогия в Ланкаватара-сутре уподобляет "аккумулированное сознание" безмятежному океану, поверхность которого лишь воздымается в виде гребней волн ветрами чувственного мира. Алаявиджняна рассматривается и в другом раннем сочинении йогачары, близком в своем диалогическом жанре праджняпарамитской литературе - Самнидхинирмочана (Разъяснение тайного смысла), датируемым началом 4 в. У классиков виджнянавады алаявиджняна входит в целый ряд классификаций. Так, в раннем трактате Асанги Абхидхарма-самуччая (Выжимки из Абхидхармы) она рассматривается с "таковостью" (татхата) и тремя уровнями реальности. В его же произведении Махаяна-санграха алаявиджняна - "сознание-вместилище" - обстоятельно исследуется: "аккумулированное сознание" хранит "отпечатки" (васана) последствий прошлого опыта индивида, как в некоем "складе" в виде "семян", которым предстоит прорасти в будущем опыте. Оно является условием функционирования "активного сознания", происходящего в результате действия пяти чувств и менталитета-манаса, которое, в свою очередь, оставляет "отпечатки", возвращающиеся в "аккумулированное сознание" и там "прорастающие", и, таким образом, то, что считается индивидом, оказывается постоянно изменяющейся конфигурацией двух взаимообусловленных "сознаний". Кроме шести указанных видов сознания (сознания пяти чувств и ума-манаса), имеется самосознание, характеризуемое как "загрязненный ум" (клишта-манас), благодаря аберрациям которого алаявиджняна мыслится как реальное Эго и даже "субстанциальное Я", наподобие брахманистского Атмана. Согласно Асанге, алаявиджняна является таким же кинетическим и "бессубстанциальным" феноменом, как и любой поток сознания, с теми отличиями, что ему приписывается аккумулятивная функция и оно непостижимо для "обычных людей". Понятие алаявиджняны занимает важное место и в трактате Асанги Йогачарабхуми (Ступени [восхождения в истине] йогачары). У Васубандху синонимами алаявиджняны выступают "мышление" (читта), "корневое сознание" (мулявиджняна), "корневое мышление" (мулячитта). ............ |