Часть полного текста документа:Активный город и местное самоуправление О.Б. Алексеев, президент консультационной фирмы "Империал Менеджмент Сервис" Городское развитие как приоритет 70 процентов населения России живет в городах, здесь производится основная часть национального продукта, принимаются "судьбоносные" для страны решения, происходят важнейшие политические события, делаются открытия и изобретения, хранится значительная часть культурного наследия. В то же время, город как был, так и остается "слепым пятном" в практике государственного управления и народно-хозяйственного планирования. Это касается всех городов, за минусом Москвы и Петербурга, а также поселков, сел и других населенных пунктов. Так было в советское время, так происходит и сейчас. В советской системе народно-хозяйственного планирования, построенной под цели прорывной индустриализации, развитие регионов и городов было подчинено интересам промышленного производства. Город представал в глазах Госплана не как экономическая, социальная, культурная и историческая реальность, а исключительно в виде "городского хозяйства", мало, чем отличающегося от завода или фабрики. Город мог быть чем угодно - пересчитываемым "подушно" населением, городом-спальней, где занимаются "демографической деятельностью", объектом градостроительного проектирования или охраны социалистической собственности, но только не городом людей и для людей. Реально, это отношение к городам, прививавшееся долгие годы, было неприкрытой формой эксплуатации населения, оправдываемой "государственной необходимостью". Оно мало, в чем изменилось и в последнее десятилетие. Сброс жилищно-коммунального хозяйства и основной части социальных расходов на ответственность местной власти, активное противодействие формированию полноценной муниципальной финансово-инвестиционной структуры - не единственные тому подтверждения. В последние годы - в том числе, благодаря особой роли местного самоуправления в системе государственного управления - население и местная власть стали сходиться в признании важности социального партнерства, плодотворной неизбежности жить и действовать "вместе", в понимании ценности исторической идентичности "места" и его культурного наследия. Там, где муниципальное самосознание достаточно продвинулось в этом направлении, город и сам обретает собственный голос в диалоге об общественном развитии, заставляет услышать себя, получает шанс стать городом-хозяином, городом-предпринимателем, пространством собственного инновационного развития. И поэтому - городом людей. Многие большие и малые города уже сегодня готовы вступить в диалог с государством - о путях выживания и развития страны. Дело лишь за тем, чтобы государство повернулось к городу лицом и увидело в нем полноправного партнера по развитию. Если мысленно взглянуть на историю формирования Российской империи и попытаться выделить сущностные характеристики современной России, нельзя не признать, что наличие мощной сети современных городов, концентрирующих в себе ресурсы и потенциал развития, способных удержать целостность территории России является непременным условием ее сбалансированного развития. Сколько бы мы не рядили, уменьшая или увеличивая число Субъектов Федерации, очевидно, что общее количество городов и количество потенциально современных городов в России в долгосрочной перспективе не изменится. Отношение к процессам урбанизации меняется с переходом от индустриального к постиндустриальному типу общественного развития. ............ |