Часть полного текста документа:Агрессия Дягтерева Е.М. Понятия агрессия, жестокость и насилие у ряда авторов носят идентичный характер. В жизни мы часто встречаемся с ними в той или иной мере, будь то войны или детская ссора. В настоящее время более 80% программ и фильмов, демонстрируемых на телевидении, содержат в себе в том или ином роде агрессию. Агрессия - множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противоречат его интересам или ведут к его уничтожению. Индивидуальное агрессивное действие совершается вопреки принятой системе ценностей, и свидетельствует о неблагополучии не общества в целом, а самого индивида и его окружения. В данном случае, мы можем привести в качестве примера измену одного из супругов, который оправдывает свой поступок тем, что многие так поступают, что это является нормой и не осуждается за частую не только друзьями, но и окружающими. Естественно, на данный поступок, как и на любой другой следует ответная реакция, а в какой форме - зависит от индивида. Фешбах отметил ряд не маловажных различий в форме агрессии: Экспрессивная - представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению (упрямство у маленьких детей). Здесь возможен пример импульсивной агрессии, когда человек совершает деяние в состоянии аффекта. Инструментальная направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется в качестве средства (шантаж). Враждебная, целью которой является нанесение вреда другому лицу. Наблюдая за детьми, мы замечаем, что они, как правило, прощают обиды и нападки со стороны старших. Если у малышей блокирование активности вызывает инструментальную агрессию, то у старших к ней примешивается враждебная. Как показывает опыт, лицо, отвечающее на враждебность ответной реакцией, в дальнейшем будет оставлено в покое или вызывать наименьшую агрессию. Типы и частота агрессивных форм поведения задаются культурой. У Хайнца Хекхаузена в книге "Мотивация и деятельность" говорится о том, что дети каждой культуры в возрасте от 3 до 11 лет демонстрируют в среднем по 9 агрессивных актов в час. В 29% случаев наступает ответная реакция. В частности Хови пишет: " Агрессивность у молодежи является своеобразной формой самозащиты ", как среди ровесников, так и среди взрослых. Действительно, из наблюдений видно, что отсутствие теплых эмоциональных отношений с матерью в течение первого года жизни могут повлечь необратимые нарушения в психике ребенка, а в последующем - агрессивное поведение. В настоящее время большинство взрослого населения занято заработком денежных средств и в ряде семей, особенно неполных дети не дополучают или вовсе отсутствует должное внимание по отношению к ребенку. Из личных бесед с учащимися приведу лишь некоторые данные: Среди восьмиклассников более 70% детей предоставлены "самовоспитанию", а среди девятых классов-90%. Причем, начиная с7-го класса, дети приобщаются к таким видам своеобразного протеста, как курение, алкоголь, наркотики, что бы хоть как-то обратить на себя внимание взрослых. ............ |