Часть полного текста документа: Московская Государственная Юридическая Академия РЕФЕРАТ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ ЕРОФЕЕВ Андрей 2 курс 4 группа ЗФОЦП Москва '97-98 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И КАК НАУКА. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - отрасль права, совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере исполнительной власти. Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является "кирпичиком" конкретного административно-правового нормативного акта(Закона, Указа Президента, постановления Правительства и др.) Административно-правовая норма есть установленное или санкционированное государством (Федеральным Собранием Российской Федерации, органом исполнительной власти) правило поведения с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права определяют границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти. Нормы устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, порядок осуществления управленческой (организационно-управленческой) деятельности, определяют права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об ответственности (административной, дисциплинарной и материальной). Существуют различные виды административно-правовых норм. Основаниями их деления на виды являются: содержание, форма выражения установленных правил; положение участников правоотношения; порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений; порядок действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. По содержанию административно-правовые норма группируются в правовые институты, т.е. совокупности определённых правовых норма, родственных по содержанию регулируемых ими правоотношений. Административно-правовые норма подразделяются на группы (виды) норм: * закрепляющие права и обязанности граждан и их объединений в сфере исполнительной власти; * определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру и компетенцию органов исполнительной власти; * определяющие основные положения об организации и правовом положении предприятий, учреждений и организаций; * определяющие формы и методы осуществления исполнительной власти; * закрепляющие основные положения о государственной службе; * регулирующие способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти; устанавливающие ответственность за различные правонарушения, не являющиеся преступлениями; * определяющие основные положения по управлению хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами и межотраслевому управлению. По форме выражения административно-правовые нормы бывают: запрещающие, обязывающие, уполномочивающие, стимулирующие (поощрительные) и рекомендательные. С точки зрения положения участников правоотношения (адресатов предписаний) различаются нормы: * устанавливающие взаимные права и обязанности субъектов, не подчинённых друг другу; * устанавливающие порядок взаимоотношений государственных и негосударственных органов; * устанавливающие права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти; * определяющие правовое положение государственных служащих; * устанавливающие правовые положения предприятий, учреждений, организаций. В зависимости от порядка прав и обязанностей участников административно-правовых отношений различаются; * материальные нормы, определяющие систему и подсистемы, компетенцию, права и обязанности органов и должностных лиц управления; * процессуальные нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуру деятельности по реализации прав и обязанностей (разделы Кодекса об административных правонарушениях КоАП). Деление по порядку действия во времени , в пространстве и по кругу лиц. Общим правилом является - административно-правовые нормы вступают в силу, то есть начинают действовать с момента их доведения до сведения исполнителей - опубликования нормативного акта. ............ |