Часть полного текста документа:Абхинавагупта Абхинавагупта (санскр. Abhinavagupta), теоретик кашмирского шиваизма, жил в 10-11 вв., предпринял широкий синтез тантрических доктрин и практик и создал оригинальную эстетическую концепцию. Абхинавагупта происходил от ученого брахмана Атригупты, которого кашмирский царь Лалитадитья (8 в.) "выписал" из Северо-Восточной Индии, и родился, по тантристским трактовкам, в результате "сакрального" соития своих родителей. Раннюю кончину своей матери Абхинавагупта позднее оценил как положительное обстоятельство; под руководством отца, брахмана-шиваита Нарасинхагупта, Абхинавагупта изучал философию и экзегезу, на его обращение к культу Шивы повлияло изучение поэтики. Абхинавагупта избрал странничество и подолгу жил у различных шиваитских наставников. Абхинавагупта синтезировал в доктрине трика ("[Почитание трех богинь] трезубца") два основных направления шиваитской мысли - спанду (учение об энергетике Божества как "космической вибрации"), разработанную в 9 в. в Шива-сутрах Васугупты и Спанда-карике его ученика Каллаты, и пратьябхиджню (учение об "узнавании" божества), разработанную в 10 в. в трактате Шива-дришти (Созерцание Шивы) Сомананды. Абхинавагупта полагал, что ему удалось "субординировать" учения его предшественников: "ортодоксальный" шиваизм, настаивавший на дуализме Божества и индивидуальной души, и "неортодоксальный" монизм, видевший (под влиянием адвайта-веданты) в душе манифестацию Абсолюта. Абхинавагупте принадлежит и систематизация тантрической йоги - направления крама ("постепенность" нисхождения божественных энергий), каула (тантрический эротический ритуал) и пара (почитание "высшей" богини). Абхинавагупта считается автором до 25 сочинений, в том числе трактатов, комментариев, гимнографии. По Паратримшикавиваране (Разъяснение тридцатистишья о высшей реальности), Абсолют - "высший Шива" - неотделим от своей космической манифестации, в которой покоится и которой одушевляется все сущее (подобно тому, как все мысли покоятся в недискурсивном сознании). Вся человеческая эмоциональность (эстетическая, эротическая и прочая), заряженная космической энергетикой, может быть правильно интенсифицирована для достижения состояния экстаза (чаматкара), а через него для непосредственного постижения высшей реальности. Для последней характерно распространение и концентрация, чередование которых и составляет вибрацию (спанда), определяющую ритм макро- и микрокосма. Пульсирующая космическая энергетика соотносится у Абхинавагупты с "высшим словом" (паравач), которое и есть Шива, осуществляющий миросозидание (идентичное его же мысли) в мистическом соответствии с буквами санскритского алфавита. Миропроявление - иерархия нисхождений Первослова, которое постепенно "снижается" до уровня слов обычной речи в обычном мире (уровни мироздания соответствуют уровням речи). "Креативная медитация" на слог "Саух" (звуковой коррелят сердца) ведет к осознанию идентичности сердец адепта и Божества, реализующейся посредством "со-слияния" (самавеша) и погружения в Высшую речь: здесь Абхинавагупта обещает "освобождение" при жизни, а впридачу всезнание и всемогущество. Основной трактат Тантралока (Свет тантры) систематизирует преимущественно методы тантрической йоги. ............ |