Часть полного текста документа:Абхидхармические тексты Абхидхармические тексты - истематизация буддийской учительской традиции. В ее построении участвовал ряд школ и направлений классического буддизма, например махасангхики, бахушрутии, гокулики, но сохранилась она в наиболее полном виде в традициях тхеравады и сарвастивады. Истоки Абхидхармических текстов (abhidharma означает "высшая дхарма", или "метадхарма", хотя Буддагхоса видит ее "превосходство" лишь в мере детализации материала) вполне различимы уже в тех сутрах Трипитаки, где представлены перечни тематических единиц учения, своего рода таблицы, организованные по различным нумерологическим принципам, предназначенные для запоминания и усвоения (ср. каталоги Ангуттара-никаи палийской Типитаки). Появляются и специальные сутры, характеризуемые как "дистрибуция" предметов (вибханга), а также нумерологические списки диад, триад и т.д., именуемые в палийских текстах матриками (букв. "матрицы"), которые сопровождались учительскими толкованиями. Все эти тексты были рассчитаны не на рядовых буддистов, но на катехизаторов и профессиональных аналитиков. Абхидхармические тексты тхеравадинов составляют семь трактатов Абхидхамма-питаки. Санскритские абхидхармические трактаты сарвастивадинов, которых также семь (и которые сохранились в китайских, японских и тибетских переводах), оформляются начиная с 3 в. до н.э. Наиболее древние тексты - Сангитипарьяя и Дхармаскандха, средние - Праджняпти-бхашья, Дхатукая, Виджнянакая и Пракаранапада, последний по времени - Джнянапрастхана (1 в. до н.э.). Сангитипарьяя - комментарий к Сангити-сутре, устроенный по характерному для классического буддизма принципу организации предметов учения по числовым группам в восходящем порядке. Калькулируемые тематические единицы располагаются в 10 главах; текст включает 122 классификации, распределяя тематические единицы по монадам, диадам, триадам до декад. Дхармаскандха, приписываемая ближайшим ученикам Будды (по одному преданию, Шарипутре, по другому - Маудгальяяне, что свидетельствует о высоком статусе текста), состоит из 12 глав, посвященных преимущественно сотериологии - этапам продвижения адепта к конечной цели "освобождения". В Дхармаскандхе различаются 37 "членов освобождения" (в тексте различаются "путь практики" и "путь озарения"), за которыми следуют классификации дхарм - по делениям их на "базы" (аятана) и "элементы" (дхату). Праджняптибхашья выпадает из класса "схоластических" текстов: первая ее часть - мифическая космогония, во второй описываются прежние жизни Будды и его матери, третья иллюстрирует действие закона кармы. Дхатукайя классифицирует 90 феноменов сознания, распределяемых по 14 рубрикам (10 феноменов, сопровождающих каждое сознание; 10 феноменов, сопутствующих каждому "загрязнению" сознания; 10 феноменов, сопутствующих каждому "недугу" сознания; 5 "загрязнений"; 5 разновидностей ложных взглядов; 5 контактов; 5 диспозиций менталитета; 5 его "факторов"; 6 разновидностей сознания; 6 чувственных контактов; 6 ощущений; 6 идентификаций; 6 желаний; 6 стремлений), после чего исследуются их взаимоотношения. Виджнянакая представляет обстоятельнейшую полемику сарвастивадинов с буддийскими "еретиками" - пудгалавадинами, придерживавшимися концепции квази-Я, которая не устраивала никого из прочих буддистов своей явной близостью к идее Атмана. ............ |