Часть полного текста документа:Московский Государственный Универсистет им. М.В.Ломоносова Исторический факультет РЕФЕРАТ по книге А.А.Левандовского "Т.Н.Грановский в русском общественном движении". Верховых Анна, группа 2091. Москва 2001 Монография А.А.Левандовского посвящена жизни и общественной деятельности Т.Н.Грановского, а также рассмотрению его роли в истории в целом. Книга состоит из пяти глав, посвящённых непосредственно жизни и деятельности Т.Н.Грановского, а также вступления и завершающей книгу главы "Наследие", играющей роль своего рода эпилога. Не смотря на то, что вся книга в целом посвящена Т.Н.Грановскому и его роли в русском общественном движении, каждая из структурных единиц играет в развитии мысли монографии свою особую роль. Главы логически связаны между собой и все вместе представляют собой единое повествование, однако сам факт того, что автор разбил книгу на смысловые единицы, указывает на то, что та концепция, которую он излагает, складывается на основе различных аспектов рассмотрения заявленной темы. Книга открывается вступлением, цель которого - подвести читателя к первой главе, в которой уже непосредственно начинается рассмотрение исследуемого вопроса. Здесь автор описывает общественную обстановку, в которой проходила жизнь Грановского, чтобы показать, какие проблемы стояли перед обществом того времени и какие присутствовали тенденции их решения. На первый план здесь автором выносится проблема соотношения двух чрезвычайно важных вопросов: вопроса о развитии просвещения и вопроса о сохранении существующего государственного строя. Действительно, перед властью того времени, и особенно перед самим Николаем I, стояла неразрешимая с логической точки зрения дилемма: просвещение и абсолютная монархия не могут существовать одновременно в одном и том же государстве, и вместе с тем государство с непросвещённым народом не может процветать и находиться на уровне европейских государств; существование же абсолютной монархии в России не ставилось под вопрос. Однако надо было найти какой-то выход из сложившейся ситуации и поэтому оговореную дилемму следовало как-то решить. Здесь автор обращает особое внимание на тот путь, которого решила придерживаться в её решении власть. Поскольку дилемма при сохранении обоих взаимоисключающих компонентов не могла иметь решения, можно было представить обну из её составляющих в неполноценном виде, а точнее создать лишь видимость её существования. Разумеется, в роли такой составляющей для власти могло выступать только просвещение. Именно в это время Уваров развёртывает перед Николаем свою теорию (содержательное значение которой, как отмечает автор1, менее волновало её создателя, чем собственная карьера государственного деятеля), которая состояла в том, что само по себе просвещение не есть зло, оно может как быть источником революционных потрясений, так и превратиться в чисто охранительный элемент. ............ |