Часть полного текста документа:14 принципов создания вежливых программ Профессора Стэндфордского Университета Клиффорд Насс (Clifford Nass) и Байрон Ривз (Byron Reeves) занимались изучением реакции человека на компьютер. Применяя классические методы социальной психологии, они обнаружили в поведении людей нечто интересное. Результаты их работы, опубликованные в книге "The Media Equation", показывают, что человек реагирует на компьютер так же как на других людей. Для нашего мозга компьютеры ведут себя больше как люди, а не как камни и деревья. Таким образом мы бессознательно относимся к ним, как к людям, даже тогда, когда считаем это бессмысленным. Другими словами, человек обладает определенными инстинктами, которые говорят ему, как вести себя в обществе других чувствительных созданий, поэтому как только некий объект проявляет определенные познавательные способности, эти инстинкты начинают действовать и мы начинаем реагировать на этот объект так же, как на других людей. Это бессознательная и неизбежная реакция срабатывает у каждого. Насс и Ривз использовали для тестов множество студентов-компьютерщиков, достаточно опытных для того чтобы самим написать тестовую программу. Эти студенты были высокообразованными, зрелыми индивидуумами, но не смотря на это все без исключения отрицали, что благодаря своим познавательным способностям программы воздействуют на них эмоционально, хотя результаты наблюдений являлись неопровержимым доказательство обратного. Из этого исследования следует важный вывод: Если мы хотим, чтобы наша программа понравилась пользователям, мы должны сделать ее поведение похожим на поведение человека. Довольно просто, не правда ли? Насс и Ривз утверждают что программы должны быть "вежливыми", потому что вежливость - это универсальный человеческий признак, - хотя действия, которые можно считать вежливыми различаются от одной культуры к другой, этот признак присутствует в любой культуре. Продукты производства с высокими познавательными способностями, такие как программы, тоже должны следовать этому правилу и быть вежливыми. Некоторые продукты высоких технологий ведут себя так, как будто сказав "пожалуйста" или "спасибо", можно быть грубым, но это не вежливость. Если программа скупа на информацию, скрывает результаты своей работу, заставляет пользователя искать где находятся простейшие функции, и винит его в своих собственных неудачах, то пользователю она точно не понравится. Это произойдет независимо от "пожалуйста" и "спасибо". Это также не зависит и от того, насколько находчивой, представительной, метафоричной, наполненной содержанием или персонализированной она будет. Если же программа уважает пользователя и помогает ему, то она обязательно ему понравится. И снова, это произойдет независимо от ее интерфейса; интерфейс командной строки тоже будет нравиться, если он будет обладать вышеуказанными качествами. Что значит для программы быть дружественной и вежливой? Что значит для программы вести себя подобно человеку? Торговцы "Гербалайфом" одеты в красивые костюмы, широко улыбаются и полны впечатляющей информации, но разве они нам нравятся? Человек склонен к ошибкам, медлителен и импульсивен, но это не значит, что программа с такими качествами будет считаться хорошей. Человек обладает множеством других качеств делающих его хорошо подходящим для роли служащего - роли, которую выполняют большинство программ. ............ |