Часть полного текста документа: Жизнь и деятельность чукчей ЧУКЧИ, (самоназвание, "настоящие люди"). Численность в Рос. Федерации 15,1 тыс. чел., коренное население Чукотского авт. округа (11,9 тыс. чел.), живут также на С. Корякского авт. округа (1,5 тыс. чел.) и в Нижне-Колымском р-не Якутии (1,3 тыс. чел.), говорят на чукотском языке. Чукчи подразделялись на оленных - тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу - "оленный человек") и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын - "береговой"), живущих совместно с эскимосами. Эти группы были связаны родственными отношениями и натуральным обменом. Распространены самоназвание по месту жительства или кочевок: увелельыт - "уэленцы", "чаальыт" - "Чукчи, кочующие по р. Чаун", и т. п. Сохраняются, даже у жителей современных укрупнённых посёлков, назв. более мелких групп внутри поселений: тапкаральыт - "живущие на косе", гынонральыт - "живущие в центре" и т. п. Среди зап. Чукчи распространено самоназвание чугчит (вероятно, от чаучу). Первоначально прародиной Чукчи считалось побережье Охотского м., откуда они продвинулись на С., ассимилируя часть юкагиров и эскимосов. Согласно современными исследованиям, предки Чукчи и родственные им коряков обитали во внутренних р-нах Чукотки по меньшей мере 6 тыс. область обитания эскимосов, частично ассимилировав их и частично восприняв многие черты их культуры (жировые лампы, пологи, конструкцию и форму бубнов, промысловые обряды и праздники, пляски-пантомимы и др.). Длит. взаимодействие с эскимосами отразилось также на яз. и мировоззрении оленных Чукчи В результате контактов сухопутной и мор. охотничьей культур у Чукчи произошло экономическое разделение труда. В этногенезе Чукчи также приняли участие юкагирские элементы. Контакты с юкагирами стали относит, стабильными на рубеже 13-14 вв., когда юкагиры под влиянием эвенов продвинулись на В. в басе. р. Анадырь. Оленеводство сложилось у тундровых Чукчи, по-видимому, под влиянием коряков незадолго до появления русских. Первые упоминания Чукчи в рус. документах - с 40-х гг. 17 в., подразделяют их на "оленных" и "пеших". Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого океана между Алазеей и Колымой, у мыса Шелагский и далее к В. до Берингова пр. Поселения "пеших" Чукчи - оседлых морских охотников располагались вместе с эскимосскими между м. Дежнева и зал. Креста и далее на Ю. в низовьях Анадыря и р. Канчалан. Численность Чукчи в кон. 17 в. составляла ок. 8-9 тыс. чел. Контакты с русскими первоначально сохранились в основном. на нижней Колыме. Попытки обложить нижнеколымских Чукчи ясаком, военные походы против них в сер. 17 в. не принесли результатов. Из-за военных конфликтов и эпидемии оспы численность нижнеколымских Чукчи резко сократилась, оставшиеся откочевали на В. После присоединения к России Камчатки население Анадырского острога, основанного в 1649, стало расти, что С кон. 18 в. активизировались торг. контакты Чукчи с русскими. Согласно "Уставу об управлении инородцев" 1822, Чукчи не несли повинностей, ясак вносили добровольно, получая за это подарки. Установившиеся мирные отношения с русскими, коряками и юкагирами, развитие пастушеского оленеводства способствовали дальнейшему расширению территории Чукчи на 3.: к 1830-м гг. они проникли на р. ............ |