Введение
«Институт несостоятельности характерен для рыночной экономики, поскольку такая экономика предполагает осуществление активной коммерческой деятельности в целях получения прибыли и платежеспособный спрос потребителей. При этом, если несостоятельность коммерческих организаций вызывается главным образом неэффективной коммерческой деятельностью, негативными последствиями коммерческого риска, то несостоятельность физических лиц предопределяется неблагополучными последствиями потребительского риска.»*
Разделение несостоятельности на торговую и неторговую известно давно. По мнению многих авторов, среди них В.С. Анохин (д.ю.н), Л.И. Волова (к.ю.н), С.А. Зинченко (д.ю.н) и др., основанием неторговой несостоятельности признавалась недостаточность имущества должника, а торговой несостоятельности – прекращения платежей.
Российское законодательство о несостоятельности включает в себя законы конституционные (Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ») и текущие (Закон о несостоятельности), общие (Гражданский кодекс РФ, АПК РФ) и специальные (Закон о несостоятельности и законы, принятые и подлежащие принятию в соответствии с Законом о несостоятельности, в частности, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), а также подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Кроме того, к источникам конкурсного права следует отнести международные договоры РФ, локальные нормативные правовые акты (например, план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов), обычаи делового оборота.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ (ред. от 19.07.2009 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) появился не так давно. Первый аналогичный закон был принят в 1992 г. Он отличался достаточно сложной процедурой банкротства. Поэтому неэффективные и убыточные предприятия продолжали существовать за счет кредиторов.
На смену ему в 1998 г. пришел второй Федеральный закон о банкротстве от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В этом законе процедура была значительно упрощена, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию. Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» не выполнял основную функцию закона о банкротстве – согласование интересов кредиторов, должников и собственников. Фактически он являлся инструментом для передела собственности и недобросовестной борьбы с конкурентами.
Именно эти факты и стали причиной принятия третьего закона о банкротстве. Он имеет целый ряд принципиальных отличий от Федерального закона 1998 г. Именно поэтому принят новый закон, а не были внесены изменения в предыдущий.
В российском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» употребляются как синонимы. Однако в законодательстве ряда других стран они имеют различное значение. Банкротство рассматривается как частный, наиболее серьезный случай несостоятельности, когда несостоятельный должник совершает уголовно наказуемые деяния, наносящие ущерб кредиторам. ............