Часть полного текста документа:Защита конкуренции на рынке земли Левинский Е.Н., Юридическая фирма "SALOMON PARTNERS" В настоящей статье оборот земли рассматривается через призму антимонопольного законодательства. Именно в этой отрасли установлены гарантии невмешательства государственных и муниципальных органов в конкуренцию между участниками рынка. А случаи, когда такое негативное воздействие оказывается, должны пресекаться антимонопольным органом. Подробное исследование того, при каких обстоятельствах антимонопольный орган должен реагировать на обращения частных лиц, и стало предметом нашего внимания. Концентрация земли и применение антимонопольного законодательства Интерес к антимонопольному аспекту сделок с земельными участками вызван тем обстоятельством, что существующая концепция регулирования оборота земли определяет роль государства и местного самоуправления на этом рынке в качестве основных игроков. Так, если мы обратимся к п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ, то обнаружим правило об отнесении всех земель к государственной собственности, за исключением тех, которые находятся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований. В этой связи положение государственных и муниципальных органов(1) в обороте земли является доминирующим. И действительно, по данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости на 1 января 2006 г. в государственной и муниципальной собственности находилось 1 580 362 700 га земли (что составляет 92,4- от числа всех земель).(2) Столь высокая концентрация земли в одних руках позволяет обнаружить признаки монополии. В то же время деятельность монополий традиционно(3) ограничивается антимонопольной политикой. Не стало исключением и отечественное законодательство. Основным актом в сфере российской антимонопольной политики является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции 2006 г.). После вступления его в силу утратили силу нормы ранее действующего антимонопольного законодательства, содержавшиеся в: Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции 1991 г.);(4) и Федеральном законе от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". В отсутствие какой-либо сложившейся практики применения нового закона положения Закона 1991 г. сохраняют для нас определенный интерес, несмотря на потерю юридической силы. Исходя из этого в дальнейшем мы будем анализировать предписания Закона о конкуренции 2006 г. в сравнении с его предшественником. Защита конкуренции от воздействия органов публичной власти (5) Гарантии невмешательства государственных и муниципальных органов в конкуренцию между участниками рынка нашли отражение в одной из целей регулирования Закона о конкуренции 2006 г., которая декларируется как предупреждение и пресечение фактов недопущения, ограничения и устранения конкуренции: федеральными органами исполнительной власти; органами государственной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления; иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.(6) Поскольку полномочия по распоряжению земельными участками принадлежат органам исполнительной власти и местного самоуправления, то поставленная законодателем цель непосредственно касается защиты участников рынка земли от негативного вмешательства названных органов в конкурентную борьбу. В Законе о конкуренции 1991 г. ............ |