Часть полного текста документа:Загрязнение городской атмосферы автотранспортом и экологический риск здоровью населения Петрухин В.А., Виженский В.А., Донченко В.В. Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) Автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха. В России на его долю в середине 90-х годов приходилось 80% выбросов свинца, 59% - оксида углерода, 32% - оксидов азота. В Российской Федерации насчитывается более 150 городов с превалирующим вкладом выбросов автотранспорта в валовые выбросы (более 50%). В таблице 1 приведен список крупных городов с превалирующим вкладом выбросов автотранспорта в валовые выбросы более 50% при величине выбросов от автотранспорта не менее 50 тыс. тонн в год, и средние концентрации загрязняющих веществ в атмосфере этих городов. Имеющиеся данные свидетельствуют, что практически во всех перечисленных в таблице 1 городах наблюдаемые содержания оксида углерода определяются выбросами автотранспорта. Иначе обстоит дело с загрязнением атмосферы оксидами азота. В таких индустриальных центрах, как С.-Петербург, Новосибирск, Ижевск, Самара, выбросы оксидов азота автотранспортом не превышают 30% суммарного выброса этих веществ. Основной вклад в загрязнение окислами азота здесь принадлежит промышленным и энергетическим отраслям экономики. К числу приоритетных загрязнителей атмосферы, поступающих в городскую атмосферу с отработавшими газами автомобилей, относятся свинец, бенз(а)пирен, летучие углеводороды. На долю первого из них приходится более 50% экономического ущерба от загрязнения атмосферы автотранспортом. Содержание бенз(а)пирена, одного из сильнейших канцерогенов, в атмосфере 17-ти (из 23 перечисленных в таблице 1 городов превышает предельно-допустимые нормы. Даже в условиях экономического спада загрязнение природных сред в городах, как показывают наблюдения, не уменьшается. Это связано с особенностями автотранспорта как источника выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отличающими их от стационарных (промышленных) источников выбросов. Таблица 1 Города с превалирующим вкладом выбросов автотранспорта в валовые выбросы более 50% при величине выбросов от автотранспорта не менее 50 тыс. тонн в год и загрязнение атмосферы Город % вклада выбросов автотранспорта Средняя концентрация загрязняющих веществ (мг/куб.м) Валовые выбросы СО NOx С NO2 NO БП НСОН С*/ Армавир 90 - - 3 0,03 0,04 - - - Йошкар-Ола 89 96 87 - - - - - - Сочи 84 94 87 3 0,02 0,04 0,3 - - Тюмень 84 88 28 1 0,02 0,01 4,2 0,009 - Тамбов 81 96 61 1 0,07 0,04 2,2 - - Воронеж 78 94 66 1 0,04 0,01 2,3 0,008 0,01 Туапсе 78 - - 3 0,02 - - - - Краснодар 74 91 63 3 0,05 0,03 2,8 0,019 - Махачкала 72 92 58 2 0,04 0,02 7,5 - - Томск 71 92 58 1 0,04 0,01 2,6 0,005 0,02 Ростов - на - Дону 67 85 36 2 0,04 0,14 4,8 0,002 0,06 Екатеринбург 67 85 36 1 0,03 0,03 3,7 0,01 0,03 Москва 66 97 41 2 0,08 0,13 1,1 0,01 0,01 Астрахань 65 90 38 2 0,03 0,02 0,5 0,004 0,05 Пенза 64 84 39 2 0,03 0,02 0,1 0,005 - С.-Петербург 56 88 27 3 0,06 0,03 2 0,004 - Белгород 56 75 45 1 0,02 0,02 1 0,002 - Новороссийск 56 92 78 2 0,04 0,02 1,5 0,01 - Ижевск 56 80 22 1 0,03 0,02 2,1 0,004 - Оренбург 53 87 43 1 0,05 0,03 2,2 0,002 - Улан-Удэ 53 79 33 4 0,06 0,03 12,8 0,005 - Самара 51 84 27 2 0,04 0,02 1,2 0,019 - Новосибирск 50 87 30 1 0,05 0,02 4 0,01 0,04 Специфика подвижных источников загрязнения (автомобилей) проявляется в низком расположении, пространственной распределенности и непосредственной близости к жилым районам. ............ |