Часть полного текста документа:Эссе На тему Юридические сборники Киевской Руси. Памятники законодательства первого периода (от призвания Варягов до крещения Руси) Договор Олега с греками. Уголовные законы. Законы гражданские. Законы государственные. Первые и единственные дошедшие до нас от первого периода памятники русского законодательства мы находим в договорах Олега и Игоря с греками. Подробное изучение этих памятников открывает нам, конечно, далеко не все, однако многие и очень важные стороны юридического быта наших предков при первых варяго-русских князьях. Мы видим в договорах, как выражали свои понятия об общественной жизни тогдашние русские люди, следовательно - как понимали общественную жизнь, насколько были развиты в ней. В самих договорах, в именах послов ясно видно, что здесь принимало участие всё русское общество. Рассмотрим подробнее такой памятник Древнерусского законодательства как договор Олега с Греками. Данный договор по своему содержанию разрешает много юридических вопросов, относящихся к Олегову времени на Руси; из его статей мы можем видеть, насколько в то время закон охватывал разные условия, разные стороны жизни общества. Начнём со статей относящихся к уголовному праву (ст. 2, 3, 4, 5 и 12) 2 статья свидетельствует о том, что во времена Олега русское общество уже не допускало самоуправства и требовало суда над преступниками, чтобы при разборе обид и преследовании нарушителя закона обиженные представляли свои жалобы общественной власти, а не сами разделывались с обидчиками. На суде главным доказательством и основанием обвинения считалось поличное.1 Но с другой стороны суд допускал и спор против улик, но в таком случае обвиняемый подтверждал свои доказательства клятвой, а при обнаружении ложности клятвы обвиняемый подвергался особой казни (возможно сожжению). Возникает справедливый вопрос - а кто же производил суд? Договор на этот вопрос ответа не даёт, но, судя по тому, что по свидетельству летописи, князья были приглашены, чтобы судить по праву, можно допустить, что суд производили сами князья или лица, ими для этого поставленные. По свидетельству 3 статьи, убийца по русскому закону подвергался смерти на месте преступления. Но в тоже время закон допускал и выкуп, если убийца (скрывшись с места преступления) через своих родственников сумел договориться о нем. При этом выкуп затрагивал только имущество убийцы, т.е. в качестве выкупа не могло быть конфисковано имущество жены преступника.2 Из этой статьи мы также видим, что к тому времени на Руси уже произошло деление собственности на частную и общественную (общность имущества утверждалась особым актом) То обстоятельство, что кровная месть в случае бегства убийцы могла быть заменена имуществом преступника, показывает, что русское общество во времена Олега стояло на той ступени развития, когда месть была ограничена судом и голова убийцы могла быть выкуплена его имуществом. 4 статья договора свидетельствует, что личные обиды. А именно побои и раны, в современном Олегу обществе также подчинялись суду и обиженный получал определённое законом денежное вознаграждение. Эта статья вполне согласна со всем последующим русским законодательством, в котором личные обиды оценивались денежными пенями; так в Русской Правде читаем: "Аще ли кто кого ударит батогом, либо жердью, либо рогом, то 12 гривен"3 5 статья договора говорит, что по русскому закону в Олеговы времена при преследовании ночного вора хотя и допускалось некое самоуправство, но только в крайности, когда вор был вооружен и оказывал сопротивление. ............ |