Смоленский государственный университет
 Кафедра психологии
 Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников
 Курсовая работа
 Студентки 4 курса
 естественно-географического факультета,
 специальности экология
 очной формы обучения
 Ясыркиной Татьяны Викторовны
 Научный руководитель
 Родионов А.Н.
 Смоленск
 2010
 
  Содержание Введение
 I.    Развитие гуманистического образования
 II.   Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития гуманности
 III.     Отношение к природе в дошкольном возрасте
 IV.     Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
 1.       Ознакомление с животными на занятии
 2.       Живой уголок
 3.       Чтение художественной литературы
 4.       Ознакомление с животными на участке детского сада
 5.       Наблюдения на экскурсиях
 6.       Игра
 7.       Значения домашних животных
 V.   Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношений детей к животным ближнего окружения
 VI.     Примерный план коррекционной работы
 Список литературы
 Приложение 1
 Приложение 2
 Приложение 3
 Приложение 4
 Приложение 5
 
  Введение Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний.
 Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой – предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой.
 Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства, т.е. воспитывает в нем гуманность.
 Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями и сострадания и реализуется в общении и деятельности, в актах содействия, помощи. [19]
 Гуманное образование – это процесс, который способствует лучшему пониманию необходимости сострадания и уважения по отношению к людям, животным и окружающей среде, а так же признаёт взаимозависимость всех живых существ.
 Цель гуманного образования – создание культуры сопереживания и заботы, путём стимулирования морального развития индивидуумов, для создания сострадательного ответственного и справедливого общества. Это средство приобщения людей к реакциям и эмоциям животных, так же как и лучшего понимания природоохранных вопросов и экосистем.
 Взаимодействие (прямое или опосредованное) детей с животными – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять гуманное воспитание. Кроме прямой цели: воспитание доброго отношения к животным, уважение к их жизни, - при этом достигается и другая цель – формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от неё.  ............