Часть полного текста документа: ВИКТОР ГЮГО (1802г.-1885г.) Гюго представляет собой целый 19 век , целую Францию . Он родился у порога прошлого века - в 1802 году , умер на его закате - в 1885 году . Гений его был универсальным : как драматург он обеспечил решающую победу в " Романтических Битвах " , как поэт он буквально царил на протяжении почти всего века , как романист он создал "континент Гюго "всему миру ,он прославился как публицист - и еще не вполне оценен как живописец .Вне революции 1789 года , вне века 19 как века революций понять Гюго невозможно. Эпиграфом ко всему творчеству великого француза могут быть его слова : " Первая потребность человека , его первое право , первый его долг - свобода " . Отсюда прямым образом проистекало и понимание Виктором Гюго искусства , его смысла , его предназначения . " Революция , вся революция в целом - вот источник литературы девятнадцатого века " . Уже в первых прозаических опытах Гюго - повести " Бюг - Жергаль " (1819) и романе " Ган Исландец " (1823) - проявила себя столь характерная для писателя склонность к большой социальной теме и обнаружились ростки романтизма . В знаменитом , нашумевшем предисловии к драме "Кромвель" (1827) Виктор Гюго провозгласил себя романтиком , "истинным романтиком " , и связал "великое" , то есть романтическое движение , с " прямыми следствиями 1789 года " . Драматургия Виктора Гюго - " Мария Делорм " (1829) , " Эрнани " (1829) , " Король забавляется " (1832) , " Лукреция Борджа " (1832) , " Мария Тюдор " (1833) , " Анджело , тиран Падуанский " (1835) , " Рюи Блаз " (1838) -это десять лет неустанной битвы со " старым строем " . Для Гюго драматургия была не столько родом искусства , сколько социальным деянием . Прямой выход к современности Виктор Гюго нашел через поэзию, с помощью поэзии . "К оружию , стихи !"-восклицает Гюго, напоминая о призыве Великой революции . Даже тогда, когда его поэзия была лирической в ней осуществлялось романти - ческое её обновление. В бесчисленных циклах своих стихов Гюго существенно преобразовывал традиционное стихосложение. Поэзия выражала у него бесконечное богатство внешнего и внутреннего мира , руководствуясь принципом правды и принципом свободы. Ритмическое, интонационное, лексическое многообразие и богатство стихов само по себе было программным для утверждения современной поэзии. Поэзия становилась для Гюго трибуной. Уже в сборнике стихотворений "Осенние листья" (1831) Гюго писал: "Муза посвятить себя должна народу". Поэзия Гюго стала лирическим и публицистическим дневником общественной и политической истории 19-го века, начиная от 1989 года и наполеоновской эпопеи, память о которых осеняет первые же его сборники (первый-"Оды и другие стихотворения", 1822, затем "Оды и баллады", 1826, "Восточные мотивы", 1829) . В 1848 году во Франции вновь революция . Гюго -весь в схватке. Член республиканского парламента, он отважно сражается за Республику. В 1851 произошел правы переворот, установился режим империи - Второй империи Наполеона 3, "Наполеона Малого", по точному определению Гюго. Писатель немедленно покинул родину и находился в эмиграции почти двадцать лет. Он объявил войну империи, тирании, деспотизму, мракобесию. Как в 18-м веке голос Вольтера, так в веке 19-м голос Гюго, автора статей, стихов,романов,громко раздается над миром, голос свободы и совести. В 1852 году выходит публицистическая книга "Наполеон Малый" , тогда же была написана книга "История одного преступления". ............ |