Урок русского языка на тему: "Виды бессоюзных сложных предложений" Соколовская Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы, 9-й класс «А»
СШ № 3, г. Тайынша
Цель урока: формирование умения определять вид БСП и расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Задачи урока:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;
3) определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник; сборник текстов, карточки, компьютер, интерактивная доска.
Методические приемы: проверка домашнего задания, словарная работа; элементы комплексного анализа текста; замена части предложения синонимичными конструкциями; составление схем предложений, наблюдения над интонацией бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания между его частями; подведение итогов урока; запись домашнего задания; работа с использованием компьютерной презентации, интерактивной доски.
Технологическая карта урока I. Орг. момент.
Сегодня на уроке нам предстоит научиться устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; отличать виды сложных бессоюзных предложений.
Итак, смотрим на экран. Проверка домашнего задания. (4 уч. раздаю карточки с БСП. Объяснить постановку зн. препинания.) II. Проверка домашнего задания. При помощи джойстиков решим тест. 1. Определить вид придаточного в СПП.
Если подальше положишь, то поближе возьмешь. А) условия В) причины С) следствия Д) присоединительное Е) места 2. Определить тип союза в ССП.
В комнате было темно, на дворе тоже пасмурно. А)противительный В) причины С) следствия Д) соединительный Е) места 3. Определить вид придаточного в СПП.
Если окна настежь, то уснуть мне невмочь. А) условия В) причины С) следствия Д) перечисление Е) места 4. Определить вид придаточного в СПП.
Кажется, шепчут колосья друг другу, что скучно нам слушать осеннюю вьюгу… А) условия В) изъяснительное С) следствия Д) перечисление Е) места 5. Определить вид связи в предложении.
Ветер пуще разыгрался, и кто-то в избу постучался. А) сочинительная В) подчинительная С) бессоюзная Д) простое Е) вводное предложение 6. Определить вид придаточного в СПП.
Солнце и степь – величины вечные, потому что по солнцу измеряется степь. А) причины В) изъяснительное С) следствия Д) перечисление Е) места
1. условия 2. соединительный 3.условия 4. изъяснит. 5. сочинительная 6. причины III. Тема урока. - Чем отличается сложное союзное предложение от сложного бессоюзного? -По каким признакам выделяются виды БСП? -Какие знаки препинания ставятся в БСП? - Кто скажет, какая сегодня тема урока? Откройте учебник на стр. 180. рассмотрим таблицу. Откройте тетради, запишите число и тему урока. IV. Изучение новой темы. Правила употребления знаков препинания в БСП – один из самых трудных разделов пунктуации. Основная пунктуационная ошибка заключается не в пропуске знака препинания, а в выборе его. ............