Часть полного текста документа:Циклы и стили обучения Обучение начинается с практического опыта. Затем следуют выводы, которые возникли в результате размышлений, что приводит к созданию новой модели или теории. Далее вновь идет стадия активного эксперимента и дальнейшего усовершенствования. Уильям Лукас (William Lucas), специалист по проведению тренингов по развитию навыков быстрой обучаемости и увеличению объема памяти. В том, что касается обучения, долгое время существовало большое количество ложных представлений. Одной из наиболее вредных идей можно считать концепцию коэффициента умственного развития IQ, утверждавшую, что есть всего лишь один способ быть умным. Другая пагубная идея - это принцип "tabula rasa", или "чистого листа". При таком подходе ученик рассматривался как пустой сосуд, ожидающий, что его наполнят знаниями. Ученики при этом пассивно ждут, пока учитель научит их. Именно эти две идеи отравили школьное образование во всем мире и принесли много хлопот подразделениям, занимающимся повышением квалификации персонала, во многих крупных организациях. Основной здесь является проблема пассивности. Этот привычный порядок вещей называется "лекцией у доски", когда ученики сидят рядами, слушают и прилежно записывают то, что им говорят. Это крайне неэффективный метод обучения. По существу, учеба - это активный вид деятельности. Одним из первых на это обратил внимание Дэвид Колб, который сформулировал понятие "обучения практикой", которое в настоящее время признано основой успешного обучения. Он утверждал, что обучение начинается с практического опыта. Затем следуют выводы, возникшие в результате размышлений, что приводит к созданию новой модели или теории. Далее вновь идет стадия активного эксперимента и дальнейшего усовершенствования. Для многих людей из мира бизнеса это напоминает цикл создания продукта, с которым они хорошо знакомы. Шведский специалист в области обучения Клас Мелландер развивает идею Колба и представляет цикл обучения в следующем виде: Мотивация: психологическая готовность и восприимчивость; Информация: факты и данные преобразуются в информацию; Обработка: информация преобразуется в опыт и понимание; Выводы: момент "озарения", когда опыт и понимание превращаются в знание; Применение: знание превращается в навыки и подходы; Обратная связь: дальнейшие размышления и усовершенствование. Приведенный выше цикл наиболее точно описывает происходящее в процессе обучения, хотя неверно было бы считать обязательными моменты озарения, когда вы с полным правом можете воскликнуть: "Эврика!". Действительно, бывают случаи, когда все неожиданно становится на свои места, однако в целом процесс обучения более сложен. Модель Мелландера может быть действительно полезна при поиске наиболее успешных путей достижения успеха посредством обучения - как для отдельных людей, так и для организаций. Это происходит посредством осознания не выраженных словами и, следовательно, скрытых знаний, которые были получены, но которые имеют лишь ограниченное применение, если ими нельзя поделиться. Другой подход к модели Мелландера - это взгляд на обучение как на процесс, состоящий из четырех стадий. ............ |