Томский государственный университет
 Реферат по педагогике
 Тема: «Трудные дети»
  
 Томск-2008
  Содержание
  
 Введение
 1.       Что такое трудный ребенок? 
 1.1 Почему появляются дети с девиантным поведением? 
 1.1.1 Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами
 1.1.2 Причины социального и психологического характера
 1.1.3 Причины, связанные с возрастными кризисами
 1.2 Влияние семейных отношений на характер ребенка
 2. Что такое воспитание трудного ребенка? 
 2.1 Принципы воспитания трудных детей
 2.1.1 Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка
 2.1.2 Принцип социальной адекватности воспитания
 2.1.3 Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением
 2.1.4 Принцип социального закаливания трудных детей
 2.2 Какие методы можно применять при воспитании трудного ребенка? 
 Заключение
 Список литературы
 
  Введение Трудные дети: что стоит за этим всем известным и давно привычным термином? Для милиционера – это хулиган, для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный, подвижный неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Так кто же все-таки трудные дети?
 Я хочу обратить свое внимание на ту часть трудных детей, чье поведение принято называть девиантным, то есть не принятым в обществе.
 Реферат состоит из двух основных разделов. В первом из них я раскрываю основную проблему – появление трудных детей. Во втором разделе указываются способы решения этой проблемы – воспитание и перевоспитание трудных детей.
  1.   Что такое трудный ребенок? Трудные дети – это те, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным.
 Существуют различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
 Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. Социальные нормы исторически изменчивы.
   1.1 Почему появляются дети с девиантным поведением? 
Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы:
 1.   Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
 2.   Причины социального и психологического характера.
 По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу выделяют причины, связанные с возрастными кризисами.
  1.1.1 Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами
 По данным М.Раттера (1987), серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей.  ............