Часть полного текста документа: С о д е р ж а н и е Введение 3 Глава 1. ОБЗОР ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДСКИХ ПАССАЖЕЙ 12 1.1. Историко-экономические предпосылки и социальные и градообразующие факторы, влияющие на форми- рование и тенденций развития пассажей 13 1.2. Функциональные и пространственные характеристики внутренней среды 21 1.3. Основные концепции организации пространства пассажей, тенденции взаимосвязи внешних и внутренних пространств 29 Выводы по главе 1 33 Глава 2. АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ПАССАЖЕЙ 35 2.1. Основные тенденции в организации внутренних пространств, связь с другими типами торговых зданий 36 2.2. Архитектурная композиция и световая среда внут- ренних пространств, особенности восприятия 43 2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной организации пассажей и их связь с окружающей средой 50 2.4. Технико-экономические аспекты формирования пассажей 58 Выводы по главе 2 67 Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ, ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ И АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ПАССАЖЕЙ 71 3.1. Рекомендации по объемно-планировочной структуре 71 3.2. Основные архитектурно-планировочные приемы 77 3.3. Социально-экономическая эффективность предлагаемых решений 79 Выводы по главе 3 84 Заключение 86 Библиография 94 Введение Пассаж, как тип общественного комплекса, за свою более чем 200-летнюю историю развития нашел широкое распространение в мировой градостроительной практике. Развитие пассажей объясняется целым рядом их преимуществ перед другими формами торговли и прежде всего их особой привлекательностью для людей благодаря комфорту и комплексности обслуживания, сочетанию в себе различных функций, экономии времени на покупки и услуги, общей благоприятной среде для различных видов деятельности. Кроме того большое значение имеет высокая социально-экономическая эффективность пассажей, возможность использования универсальных решений и передовых технологий. Пассажи можно рассматривать как прогрессивные самостоятельные типы торговых предприятий и как важные связующие элементы крупных торговых комплексов или сети торгово-бытового обслуживания населения городов. В настоящее время опыт проектирования и строительства пассажей в нашей стране крайне мал. Тем не менее некоторые из осуществленных проектов, таких как торговый центр в Омске, в бывшем Ленинграде, Вильнюсе и Лиепае, где пассаж является связующим звеном всего торгового центра, отличаются своеобразием и интересными решениями. Следует отметить, что в первоначальный период развития архитектуры пассажей в России основное внимание уделялось развитию центров оптовой и розничной торговли в узловых городах. Трудности в разработке научно-обоснованных принципов формирования пассажей местного значения были связаны с однотипностью первоначального использования, социальной и градостроительной значимостью. Долгое время это не позволяло подойти к проблеме типового проектирования в комплексе с предприятиями торгово-бытового обслуживания других типов, хотя существуют примеры типового строительства пассажей в чистом виде или объединенные с торговыми рядами уже более 150-ти лет назад. Изучение перспективных направлений развития пассажей в отечественной науке связано с задачами типологии конструктивных элементов, объемно-планировочной структуры, градостроительного решения участков, экономики и т.д. ............ |