Торговля со странами - участницами СНГ:
принцип "страны назначения" в действии
1 июля 2001 г. Российская Федерация в торговле с хозяйствующими субъектами всех государств - участников СНГ, за исключением Республики Беларусь, перешла на новый принцип взимания налога на добавленную стоимость и акцизов - принцип "страны назначения".
Его суть проста и состоит в том, что подлежащие налогообложению товары и услуги облагаются косвенными налогами при ввозе на таможенную территорию страны назначения. При этом вывоз товаров и услуг дает экспортеру право предъявить суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления производственной деятельности или перепродажи, к вычету (возмещению) в порядке, установленном внутринациональным законодательством.
Переход к единому принципу взимания НДС и акцизов вызван подписанием в Москве Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.99, в котором были установлены основные принципы проведения между его участниками согласованной налоговой политики в целях устранения препятствий для свободного движения товаров и услуг, а также унификации внутринационального законодательства в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли между государствами - участниками СНГ.
Федеральным законом от 22.05.01 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" данный договор был ратифицирован, в связи с чем Российская Федерация в торговых отношениях с государствами - участниками Договора с 1 июля 2001 г. (если иной срок не предусмотрен двусторонними международными договорами) перешла на взимание НДС и акцизов по экспортируемым/импортируемым товарам и услугам в стране назначения, за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
Необходимо отметить, что с Республиками Армения и Кыргызстан Россия перешла на новый принцип взимания косвенных налогов еще с 1 января 2001 г., а с Азербайджанской Республикой - с 1 апреля 2001 г.
Еще одно исключение сделано для Республики Беларусь, при торговле с хозяйствующими субъектами которой по-прежнему будет применяться принцип "страны происхождения" товара.
Таким образом, все российские хозяйствующие субъекты, заключающие торговые контракты и договоры на оказание услуг с субъектами государств - участников СНГ (за исключением Республики Беларусь), с 1 июля 2001 г. при исчислении и уплате косвенных налогов становятся по отношению друг к другу экспортерами и импортерами подобно отношениям с субъектами стран дальнего зарубежья.
Между тем, поскольку многие российские хозяйствующие субъекты ранее не заключали внешнеторговых контрактов с зарубежными партнерами, введение нового принципа налогообложения с отношениях с хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ уже сейчас вызывает множество вопросов.
* * *
Рассмотрим один из частных случаев, когда между предприятиями государств - участников СНГ заключен экспортно-импортный контракт в условиях нового принципа взимания НДС.
Одним из видов деятельности российского предприятия-покупателя является импорт товаров и услуг из Казахстана в Россию. Между ним и казахстанским предприятием-продавцом заключены два контракта:
контракт N 1 - на поставку из Казахстана в Россию смазочного масла на условиях "франко-станция отправления";
контракт N 2 - на оказание услуг по транспортировке масел.
Услуги по транспортировке масел включают в себя: аренду цистерн, подачу и уборку цистерн под налив масла, маневровые работы по перестановке цистерн с маслом при наливе, заключение договора перевозки с железной дорогой, таможенное оформление вывоза масла с территории Казахстана.
По контракту N 2 покупатель производит предварительную оплату услуг продавца путем перечисления средств на его счет.
В этой связи у покупателя возникли два основных вопроса:
1. ............