МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
 Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
 Дисциплина: "Логика"
 ЛЕКЦИЯ
  
 по теме: " Теория аргументации "
 Подготовил:
 Слушатель 555 группы
 факультета юриспруденция
 Моргунов И.Т.
 Белгород- 2008
  План Вступительная часть 1. Понятие задачи. Задача как проблема. Логика вопросов и ответов. 2. Понятие аргументации. Доказательство и опровержение  (критика) и их логические структуры. 3. Понятие гипотезы. Гипотеза и версия, их логические структуры. Заключительная часть (подведение итогов) 
  Вопрос № 1: Понятие задачи. Задача как проблема. Логика вопросов и ответов.
 Понятие "задача" относится к числу так называемых интуитивно-ясных понятий. Во всяком случае, распространенное представление на этот счет таково: "Задача есть то, что требует исполнения, разрешения".[1] Можно указать и на такое "крылатое" выражение, принадлежащее К. Марксу: "Задача, которую не надо решать, не есть вовсе задача".
 Решение любой задачи проходит ряд последовательных этапов. Вот один из таких, наиболее типичных, вариантов процесса решения задачи:
 1. Первый этап. Здесь обычно задаются следующие вопросы:
 - Какова форма задачи (на поиск результата или на поиск доказательства ориентирована данная задача)?
 - Какие объекты необходимо при этом рассмотреть?
 - Какую информацию несет каждый структурный элемент задачи?
 - Какие рассматриваются структурные связи?
 - Каково содержание задачи в целом?
 - Что при этом является неизвестным?
 2. Второй этап. Здесь обычно связывают воедино получаемые ответы на вышеназванные вопросы и составление необходимого плана решения задачи.
 3. Третий этап. Здесь обычно осуществляется реализация указанного выше плана решения задачи.
 4. Четвертый этап. Здесь обычно исследуется полученное решение с целью проверки его на полноту и обоснованность.
 Особым типом задач являются так называемые проблемы, или задачи-проблемы. Предварительные пояснения в отношении задач-проблем были даны ранее.
 Отметим, что слово "проблема" (от греч. Problema - "задача", "задание") означает "задача", "трудность", "вопрос". Часто проблема определяется как противоречие между теорией и новым, не объясняемым на ее основе фактом. Однако проблема так же часто определяется и по другому: один и тот же факт получает одновременные противоречивые объяснения, причем, оба эти объяснения принимаются как истинные (парадокс). И, наконец, под проблемой можно понимать ситуацию, когда вообще не имеется для нее объяснения в принципе.
 Все названные выше три ситуации в логике  и образуют тот особый тип задач, который получил название проблемы. Специфика ситуации заключается здесь в том, что приходится решать не всю означенную проблему, которая в принципе никогда не может получить полного решения, а только лишь  ее отдельные частные случаи. Например, философская проблема достижения бессмертия человека решается лишь как частная задача увеличения долголетия отдельно взятых жизней конкретных людей; проблема повышения уровня жизни на практике сводится или к повышения величины заработной платы, или к способам получения иных средств для обеспечения биологической жизнедеятельности человека, или к сокращению непроизводительных затрат на процесс жизнеобеспечения людей и т.д.
 Заметим, что любое действительное познание начинается не с фактов (как обычно принято думать), а с выявления проблемы и с кристаллизации веры в необходимость и возможность ее решения.
 Все задачи-проблемы имеют общие черты:
 а) неповторимость (уникальность) выбора ситуации;
 б) сложный характер альтернатив;
 в) неопределенность последствий принимаемых решений;
 г) наличие множества самых различных факторов, принимаемых во внимание;
 д) наличие лица или группы лиц, принимающих решение.
 Все многообразие задач-проблем, как нетрудно увидеть, может быть распределено на три группы:
 а) Проблемы четко и ясно качественно структурированные и количественно сформулированные;
 б) Проблемы нечетко и неясно качественно структурированные и количественно сформулированные;
 в) Проблемы совсем не структурированные и не сформулированные.
 В юридически-правовой практике чаще других приходится иметь дело с нечетко структурированными и с нелепо сформулированными задачами-проблемами.
 В этой связи укажем на наиболее распространенные характеристики (особенности) проблем этого вида:
 - принимаемые решения обычно относятся к какому-то будущему времени;
 - как правило, имеется широкий диапазон альтернатив;
 - решения сильно зависят от текущей неполноты технологических достижений;
 - принимаемые решения требуют больших материальных и интеллектуальных вложений и содержат серьезные элементы риска;
 - не полностью определены требования, относящиеся к стоимости необходимых работ и времени решения проблемы;
 - проблема внутренне сложна вследствие того, что для ее решения необходимо комбинирование различных ресурсов.
 Как уже подчеркивалось выше, подходы к решению проблемы, в конечном счете, сводятся к постановке "ключевых" вопросов и к поиску ответов на них.  ............