Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Новосибирский Государственный Университет Реферат Структура и организация учебного процесса в средневековом университете (Болонья, Париж, Прага). Физический факультет Группа 5362 Романенко Алексей Анатольевич Содержание Содержание 2 Введение 3 Университет и его становление 3 Появление университетов (специфика университетов в Болонии, Париже, Праге) 4 Учебный процесс 4 Факультет 7 свободных исскуств 5 организация учебного процесса 5 Бакалавры и магистры 7 Заключене 7 Литература 8 Введение Университет и его становление Сам термин universitas первоначально означал "целостность", "совокупность". Например: universitas rerum - совокупность всех вещей; universitas - вселенная. Термин universitas litterarum означал "все отрасли наук", буквально, "совокупность всех книжных знаний", в отличие от практических знаний (ремесла, военное дело, торговля). В то же время слово universitas означало также "товарищество", "купеческая гильдия", "цех", "коммуна" (universitas civium - "городская коммуна"). Поэтому союз, "цех" преподавателей и учеников представлял своего рода "научный цех", "гильдию ученых и учеников", universitas magistrirum et scholarium или universitas studentium ("товарищество преподавателей и учащихся") или же одним словом studentes (учителя, учащиеся). Впрочем встречаются и такие словосочетания как magistri et discipuli ("учителя и ученики"), означавшие собственно корпорацию с особыми выборными органами самоуправления и большими привилегиями. В конце XII в. - начале XIII в. товарищества, корпорации учителей и студентов стали именоваться просто universitas, т.е. "университетами". Но вначале, формальная, легитимная и организационная структура университетов была копией цеховой организации. По средневековым понятиям только в корпорации, гильдии, цехе горожанин получал законное существование, а папская или императорская грамота давала ему защиту во всем христианском мире. Первые университеты все же в большой степени были зависимы от власти католической церкви, поэтому все члены корпорации долго именовались "клириками" (clerici), т.е. теми, кто непосредственно, организационно входит в церковную организацию. Зависимость от церковной организации университетских учреждений имела все же и положительное влияние на их развитие. Папа не только давал разрешение и "грамоту", своего рода "лицензию" на открытие университета, но он всячески поощрял самостоятельную хозяйственную деятельность учебных заведений. В конфликтах университетов и местных властей Римский папа почти всегда был на стороне университетов, что способствовало все большей их экономической и административной автономии. Уже на раннем этапе создания университетов это проявлялось достаточно определенно в юридическом аспекте их деятельности. К тому же, именно папа санкционировал единообразную систему организации университетов и выдачи ученых степеней, что способствовало их высокому авторитету, благодаря чему эти степени пользовались общеевропейским значением. Кроме того, преподавание и методология знания во всех университетах были единообразны, чему способствовала единая латинская терминология, ведь предметы преподавались на едином языке римско-католической церкви - латыни. Именно латынь, единая структура преподавания и были тем полем знания, которое обеспечило единообразие и формальную строгость схоластического дискурса с его системой аргументации, терминологической базой, аристотелевской силлогистикой, рациональной структурой римского права. ............ |