Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты сплочения коллектива младших школьников
1.1 Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива
1.2 Понятие коллектива его признаки и функции
1.3 Особенности развития детского коллектива
1.4 Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей
Глава 2. Работа учителя по сплочению коллектива младших школьников
2.1 Выявление уровня сплоченности класса
2.2 Система работы по сплочению коллектива учащихся класса
2.3 Анализ результатов работы по сплочению коллектива учащихся класса
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжении всего развития отечественной школы школьный класс и классный коллектив рассматривались как явления идентичные. Хотя хорошо известно, что не все классы становятся коллективами. Специальное исследование А.Г. Кирпичника, проведенное в 1980 году, показало, что только 4% классных групп могут быть отнесены к коллективу. Сегодня таких классов, по проведенным исследованиям Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. Б.А. Караковского, только 2.5%. По мнению Л.И. Новиковой, причиной этого является дискредитация самого понятия "коллектив" и слабая подготовка педагогов к работе с любой детской общностью, в том числе и с коллективом. Коллектив необходим и детям, и педагогам сегодняшней школы: ведь в ней воспитываются не только и не столько ученики - "пятерочники", "троечники" и "двоечники", - а интеллектуалы, эрудиты, умельцы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других, будущие защитники Родины. К тому же мы хотим, чтобы это были добрые, гуманные отзывчивые люди, заботливые мамы и папы, хорошие соседи. Воспитание их малоэффективно без опоры на коллектив самих ребят, их организационное единство, психологическую общность, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Ибо детский коллектив, как бы он не назывался "справедливое общество", "бойскаутский отряд", "команда зеленых" или "община Маленького принца", - является весьма действенным и мощным инструментом воспитания в руках думающих педагогов-гуманистов, сориентированных на ребенка как на высшую ценность.
Очевидно, что если в группе не учитываются индивидуальные потребности и возможности личности, то ее не правомерно рассматривать как коллектив. Ребенок в настоящем детском коллективе не "принимает чужую норму", а вместе со всеми участвует в сотворчестве норм общежития.
Во взаимодействии личности и общества проявляется человеческая сущность - гуманность, с одной стороны, как стремление утвердить собственную индивидуальность, ощущаемую в виде абсолютной ценности, и, с другой стороны - как уважение к суверенности другой личности.
Человек живет среди людей, поэтому социальная функция воспитания бесспорна. Как справедливо отмечают авторы "Концепции воспитания школьников современных условиях", "гуманистическое воспитание - не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с ней различных субъектов: конкретных людей, их микрогрупп и коллективов. Это субъект-субъектное взаимодействие, диалог, в котором участвуют конкретные личности. Воспитательная эффективность такого взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. ............