План
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития орфографической зоркости
1.1. Сущность орфографии и ее основные принципы……………………6
1.2. Понятие об орфограмме. Типы орфограмм…………………………15
1.3. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности у учащихся…………………………………………………..21
Выводы……………………………………………………………..………28
Глава II. Основные условия, способствующие формированию у младших школьников орфографической зоркости
2.1. Виды работ по орфографии…………………………………………..30
2.2. Формирование орфографической зоркости у учащихся…………...45
2.3. Предупреждение и устранение орфографических ошибок………...66
Выводы………………………………………………………………..……82
Глава III. Методика работы по формированию орфографической зоркости у учащихся
3.1. Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте наследуемой проблемы……………………………………………………84
3.2. Методика системы работы по формированию орфографической зоркости у учащихся………………………………………………………88
3.3.Диагностика орфографической зоркости……………………………97
Выводы…………………………………………………………………...107
Заключение……………………………………………………………....108
Библиография……………………………………………………………111
Введение
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
“Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты”[3,120].
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.
Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.
Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает:- во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы. ............