Часть полного текста документа:Способности, их измерение и развитие. Способности изучаются в основном в рамках диагностического подхода. Где в основном занимаются их измерением и тестированием. В личностном подходе изучаются проблемы развития способностей. Способности - такие индивидуальные психологические особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но которые могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Свойства способностей (Б.М.Теплов): 1) Способности - это индивидуальные качества, которые могут изменяться и у одного человека в разные периоды, и от человека к человеку. Переменная 2) Такая характеристика, которая очень тесно связана с познавательной и исполнительной областью - знаниями, умениями, навыками. Эти свойства отражают классический диагностический подход к изучению способностей. 3) Способности не тождественны знаниям, умениям, навыкам (они (знания и т.п.) - это результаты развития способностей). Способность - не результат, а процесс его достижения, его нельзя зафиксировать. Способность - это способность к овладению знаниями и умениями., готовность к овладению навыками. Теплов хочет отделить результат от процесса его достижения. Capacity - Ability - способности Сapacity - внутреннее условие, возможность (связь с телом, организмом) - анатомические и физиологические особенности, которые определяют возможность развития органа в оптимальных условиях. Это врожденные задатки. Ability - констатация наличия у человека некоего знания, умения, навыка. Это реализация возможностей, результат развития. Способности отличаются от своего результата - знаний, умений и навыков. Но также отличаются от возможностей ими овладеть, их создать. Способности и задатки. Наследственное и приобретенное. Задатки - это анатомо-физиологические особенности, которые определяют развитие того или иного органа при оптимальных условиях. Задатки врождены. Взаимосвязь задатков со способностями в различных подходах: Диагностико-коррекционный: способности - проявление задатков, способности проявляются в определенной деятельности. Личностный: способности формируются в деятельности, и в деятельности впервые создаются. Способности представляют собой процесс перехода от задатков к результатам. Развитие способностей. Диагностико-коррекционный: способность - проявление и развитие анатомо-физиологических задатков. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития человека. Наличие сензитивных периодов - оптимальные временные условия для развития способностей. Личностный: способность - средство достижения жизненной цели. Развитие способностей определяется упражнениями в деятельности, а также настойчивость, упорство, труд, время. Это функциональное образование на основе высокой мотивации к освоению данной области практики. Формируется как ВПФ, на основе других задатков, на ином природном материале. Оба подхода подтверждаются в разных исследованиях: Исследования. Близнецовый метод. Оценка факторов среды (монозиготные и дизиготные близнецы, разлучаются, тестируются, сходство - роль наследственности). ............ |