Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы диагностики социальной среды
1.1 Понятие социальной среды
1.2 Система социальной защиты детей в России
1.3 Методы диагностики социальной среды
Глава 2 Характеристика Православного детского приюта «Рождественский» и социальной среды его деятельности Козельского муниципального района
2.1 Характеристика социальной среды в Козельском районе
2.2 Характеристика Православного детского приюта «Рождественский» в Козельском районе Калужской области
Глава 3 Диагностика социальной среды на примере Православного детского приюта «Рождественский»
3.1 Актуальность исследования
3.2 Цель и определение основных понятий исследования
3.3 Определение выборочной совокупности
3.4 Исследование социальной среды Православного детского приюта «Рождественский» в Козельском районе Калужской области
3.5 Мотивы профессиональной деятельности по методике К. Замфир в модификации А. Реана
3.6 Мотивы профессиональной деятельности по результатам применения опросника терминальных ценностей
3.7 Мероприятия по улучшению социальной среды Православного детского приюта «Рождественский»
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Актуальность исследования. Переход к конкурентной рыночной экономике обнажил целый спектр проблем социальной сферы. Это, в первую очередь, особая уязвимость некоторых групп населения, среди которых оказались и дети. По данным экспертов в современной России от 1 до 2,5 миллионов детей живут на улице, только на улицах Москвы живет более 150.000 детей и подростков. В год в России две тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством – только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. Из всех зарегистрированных преступлений в стране 330 тысяч преступлений в год совершается подростками. Около 50 тысяч несовершеннолетних находятся в местном или федеральном розыске, более 45 тысяч несовершеннолетних, доставленных в ОВД, оказались не грамотными, более 100 тысяч подростков становятся жертвами преступных посягательств (это также данные по России). Ежегодно 30 тыс. детей сбегают из дома из-за жестокого обращения, и это, вероятнее всего заниженные данные.
«Даже по самым приблизительным подсчетам, в стране более 700 тысяч детей-сирот, два миллиона неграмотных подростков, более шести миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях», заявил министр внутренних дел России Р.Нургалеев.[1] По времени эта волна стала катастрофически нарастать в начале 1990-х годов. Вслед за ней потянулись более тяжкие последствия: количество смертей от употребления наркотиков по сравнению с предшествующим десятилетием выросло во всех возрастных группах в 12 раз, а среди несовершеннолетних – в 2 раза; употребляют наркотики 4 млн. подростков, более 1 млн. являются наркозависимыми. Резко активизировалась детская и подростковая преступность.[2]
До недавнего времени официальная статистика констатировала ежегодный рост числа детей, лишившихся родительской опеки.[3] В настоящее время оценки состояния беспризорности и безнадзорности расходятся: от признания того, что процесс приостановился, до утверждения, что он сокращается, и безнадзорность все же пошла на убыль.[4]
Несмотря на то, что в последние годы на уровне государства принимаются меры, направленные на противодействие социальным рискам, угрожающим детям, вкладываются значительные ресурсы в поддержку детства, идет реорганизация практически всех социальных институтов, государственная политика в отношении детей оказывается крайне неэффективной. ............