Часть полного текста документа:4. ППУ в Ассирии Ассирия основные доходы получала от военных походов. Некоторые концепции: 1. Концепция "МЭ" царственности - какой город имеет "МЭ" явл. как бы столицей, но вечно он не мог находиться в одном городе. 2. Концепция "золотого века": В далеком прошлом был "золотой век"==>сегодня упадок==>необходимо восстановление==>д.б. сделано благочестивым правителем. Ассирийцы были пользователями культуры. Только в 8 в. до н.э. в Ассирии сложилась деспотия. Большое значение имел военный фактор. Осн. цель гос-ва - создание военной мощи, мощной армии. Ассирия подпитывалась пошлинами от торговли - они сделали спокойный переход караванов и грабили их. Ашшур - столица. Во 2 тыс. до н.э. они уже поставили под контроль м/унар. торговлю с вавилонянами и др. народами Сирии, Армении. Ассирийцы диктовали правила в торговле и обладали монополией. Гос. строй был близок к рабовладельческой республике. Правитель - "ишиаккум", жрец, военачальник; в мирное время имел религиозную власть. Совет старейшин - "дом города", ?-судебная. Мешал правителю захватить всю власть. Тогда не было статуса богоизбранного царя. Казначей - менялся каждый год; им не мог быть царь. Этапы: 1. Роль царя не высокая. Военный фактор имеет большое значение 2. Начинаются завоевательные войны и выявл. власть царя. Появляется тенденция к установлению монархии. Правитель объявляется императором 3. Продолжается усиление власти. Здесь появляется мнение, что царь является наместником богов==>территории становятся обширнее. Царь строит отдельную столицу куда перевозит статую Бога. Царь добивается освобождения от Совета старейшин. Этот период заканчивается крахом. 4. Этап возрождения гос-ва. Здесь кульминация и завершенная форма деспотии. Царь непосредственно ведет контакт с богами, ведет переписку. Власть царя неограниченна. Все ? в руках царя. Царь гл. звено м/у людьми и богами. Этот период также заканчивается крахом. 6. Периодизация ИППУ в Др. Индии Выдел-ся 4 периода: 1. Ведический 2. Предмаурийский 3. Маурийский 4. Период шунгов и кангов. Ведический период. Исходный момент - все сущее имеет божественное происхождение. "Дхарма" - моральный долг; "карма" - зависимость человека от совершенных им ранее поступков Предмаурийский период. Мощное развитие полит. Мысли, что было вызвано переходом от родоплеменного к гос. строю. Осн. документ - Дхармасутра. Это свод правил. Дхарма у каждой варны отдельная, кот. Делится еще на 4 этапа. Полит. организация имела 7 составных частей. Мандалы - система полит. объединений; теория внеш. политики. Отличит. черты периода: появление свободомыслия (синтез буддизма и брахманизма==>индуизм) Мурийский период. Религии хотя и начали зарождаться в предмаурийский период, но развитие получили в маурийский (буддизм, брахманизм). Буддизм: все равны; власть должна поддерживать моральные устои в обществе; идея мирового господства). В Индии буддизм не утвердился ==> преобразовался в индуизм. Джаонизм: преобладает теория насилия; каноны - из жизни. В буддизме наряду с реализмом появляется имморализм. Осн. источники: 1. "Артхашастра" (общее благо-сохранение общ. порядка; условие достижения блага-исполнение каждым своего долга; необходимость применения наказаний - "данда"; условием правильного соблюдения своей дхармы каждым явл. полит. организация, власть) 2. "Надписи царя Ашоки" (здесь сквозит желание царя установить власть на семейных, патриархальных основах; полное осуждение насилия в политике) Эпоха маурьев заканчивается раздробленностью==>обратный приход к брахманизму. Период шунгов и кангов. ............ |