Введение
Потеря близкого человека и переживание горя – неизбежность, с которой каждому человеку приходится сталкиваться в определенный период своей жизни. В такие моменты происходят глобальные изменения в сознании личности, в его восприятии себя и окружающих его людей. Переживая утрату, человек пытается найти свое место в уже изменившемся для него мире. Не найдя поддержки со стороны социального окружения, он стремится найти альтернативные виды помощи, и не редко в качестве данной альтернативы выступает религия.
Структурирование жизненного мира в ходе работы горя (на примере людей, ушедших в религию)
Процесс переживания горя и утраты был описан в работах З.Фрейда «Печаль и меланхолия», Э.Линдеманна «Клиника острого горя», Ф.Е.Василюка «Пережить горе», М.Ш.Магомед-Эминова «Трансформация личности». Исследователи пытаются найти ответ на вопрос, как человек преодолевает горе, справляется с ним. Начиная с Фрейда, который писал о «работе горя», в психологии разрабатывается идея об особой работе, которую осуществляет личность человека при утрате близкого.
Одно из направлений исследования горя - выявление и описание стадий прохождения человеком чувства утраты. Жизненный мир человека претерпевает кардинальные изменения: он сужается и становится полностью зависимым от случившегося, происходит фиксация на травмирующем событии. Горе охватывает все сферы жизни человека, и лишь пройдя определенные фазы, он преодолевает это состояние, продолжает жить дальше, сохраняя память об умершем. Неизбежна идеализация образа умершего, но со временем он занимает свое место в сознании человека.
Выделяя различные формы горя, мы останавливаемся на работе горя в ее нормальном проявлении. Симптоматику болезненных реакций горя, обозначенную как «синдром горя» мы выносим за рамки данной работы.
Рассмотрение утраты в контексте жизненного мира личности человека позволит расширить горизонт проблемы из узко-клинических трактовок в ракурс человеческой жизни, судьбы, в ее онтико-темпоральном, пространственном и смысловом измерении. (Магомед-Эминов М.Ш., 2006).
В попытке ответить на вопрос: «Почему человек в такие периоды своей жизни обращается к религии, и не признает психологической помощи?», целесообразно уделить особое внимание методам воздействия церкви и сравнить их с методами воздействия, применяемыми профессиональными психологами при оказании психологической помощи.
«Образ сектанта» в сознании молодежи
В России в настоящий момент сложилась непростая ситуация, связанная с деятельностью различного рода религиозных организаций. В средствах массовой информации то и дело появляются новые сообщения, связанные с проводимой ими деятельностью. В какой то мере деятельность новых религиозных организаций можно назвать террористической, только, в отличие от обычных террористов, объектом атаки становится не тело, а психика людей. Конечно, по сравнению с 90-ми г.г. прошлого века, ситуация улучшилась, однако остается все еще напряженной. Этому способствует как недостаточная разработанность законодательства, так и слабая профилактическая работа, проводимая в обществе.
Целью нашего исследование было изучение «образа сектанта» в среде молодежи. Данное исследование направлено на выявление особенностей восприятия молодыми людьми представителей религиозных сект. ............