Развитие системы договоров в «Псковской судной грамоте» по сравнению с «Русской правдой»
«Русская правда» и «Псковская судная грамота» являются древнейшими на Руси писаными сводами законов.
Возникновение древнерусского государства сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытнообщинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с X века известно и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославовича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право.
Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая своё значение и в последующие периоды истории. Вопрос о времени ее возникновения до сих пор в науке остается спорным. Но большинство исследователей считают, что Русская правда была введена в действие в XI в начале своего правления веке Ярославом Мудрым (1019-1054)., который после долгой смуты стремился восстановить единство Руси, навести порядок и законность в русских землях. Термин «правда» означал правовые нормы, на основании которых вершился суд. Источниками «Русской правды» стали, прежде всего, нормы обычаев, которые регулировали общественный порядок в древней Руси, а также нормы, заимствованные из Священного писания, договоры Руси с Византией, тексты которых содержали нормы византийского и русского права.
Первоначальный текст Русской Правды до нас не дошел. Сыновья Ярослава дополнили этот документ (статьи 19-41), создав Правду Ярославичей. Она постоянно редактировалась вплоть до 15 века, когда появляются новые своды законов и Русская Правда перестает быть отдельным сводом законов. Пространная Правда возникла не ранее 1113 года и связана с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53- 121).
Сокращенная редакция Русской Правды появилась в XV веке из переработанной Пространной редакции. В Русской Правде применялся казуальный, или формальный способ обработки материала: из реальной жизни или правового источника (обычая, судебной практики, византийского права) брался конкретный казус, решение которого Русская Правда определяла сама. При этом имел место двойной мотив решения: догматический (как гласит закон) и религиозно-нравственный (по справедливости). В этом источнике древнерусского права уже наметился сословный подход: для разных социальных групп устанавливаются разные закрепленные в законе права.
С начала 15 века Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст начинают вписывать в летописи, т.е. этот свод законов становится историей.
Текст Русской правды лег в основу других источников права, в частности, Псковской судной грамоты, которая является основным источником права Новгородской и Псковской республики в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига.
Русское государство распадается на отдельные княжества и земли.
Новгородское и Псковское государства образовались на северо-западе Руси, в связи с природно-климатическими особенностями для них было характерно, прежде всего, развитие торговых отношений и большое влияние купечества. ............