Развитие образования в Германии конца XVIII – XX вв.
Меньшиков В. М.
В развитии образования Германии с конца XVIII в. можно выделить следующие главные моменты.
Дошкольное воспитание. В середине XIX в. трудами Фребеля и его последователей в Германии создаются дошкольные учреждения, которые затем получают признание и распространение не только в Германии, но и во многих странах мира.
Начальное образование. В XIX веке Германия добилась заметных успехов в деле народного образования. И уже в первой половине XIX века целый ряд немецких государств приняли законы об обязательном начальном образовании. Хотя попытка В. фон Гумбольдта создать единую систему образования в Германии и не удалась, но его работа дала мощный толчок развитию всех ступеней образования, в том числе и народной школы.
Его реформы способствовали, во-первых, расширению сети народных школ, во-вторых, переходу народной школы на методику обучения Песталоцци, в-третьих, открытию сети учительских семинарий, где стали готовить немецких народных учителей по системе Песталоцци.
Для развития народной школы Германии характерны высокие темпы увеличения числа обучающихся. Так например, в 1816 г. в Пруссии народную школу посещало 60% детей, в 1846 – 82%, в 1864 – 93%. К концу XIX в. в Германии практически не было неграмотных.
После 60-х гг. в городах стали вводить народные школы с семилетним сроком обучения. В школе, помимо чтения, письма, счета, религии, давались знания по грамматике, истории, географии, естествознанию. Обучение в ней продолжается с 5 до 12 класса. По закону 1872 г. начальная школа, равно как и все частные школы, переходила под контроль государства. Государство платило теперь учителю и часть его жалования.
Средняя школа. Развитие средней школы в Германии в XIX веке определялось реформами начала века. В основу реформы гимназии положено единство классической культуры и современных наук. В 1810 г. был введен экзамен на должность учителя, в , 1812 г. – новые правила для сдачи экзамена для учащихся гимназий. В дальнейшем состав предметов колебался в зависимости от социальных и политических обстоятельств, и на первое место выходили разные предметы, разные подходы и требования к содержанию образования, но, в принципе, вплоть до начала XX в. содержание классической гимназии не претерпело серьезных изменений. Она давала обширные и глубокие, может быть, лучшие в Европе знания, но зато на протяжении всего XIX в. она страдала перегрузкой учащихся.
XIX в. – это время интенсивного развития реального образования в Германии. В 1834 г. в реальные школы вводится государственный экзамен, в 1859 г. школы, которые ввели в свои учебные планы латинский язык, получили название реальных гимназий. Реформы средней школы Германии 1898–99 года фактически создали две равные средние школы Германии: классическую и реальную. В 1900 г. классические и реальные школы были уравнены в правах.
С середины XIX в. в Германии начинает быстро развиваться среднее женское образование.
Высшее образование. В XIX в. германское высшее образование, видимо, было лучшим в мире. Особенно славилось философское, гуманитарное и естественно-математическое образование.
В XX в. развитие образования в Германии отразило в себе социально-политические события, происходящие в этой стране. Наиболее важные этапы развития германского образования: начало XX в., Веймарская республика, нацистское правление, послевоенное развитие образования в ФРГ и ГДР, развитие образования после объединения этих государств.
В начале XX в. образование Германии развивалось на основах, заложенных в XIX в. ............