Часть полного текста документа:Рассказ о житии преподобного Александра Свирского "Собеседниче Святой Троицы"... Коняев Н. М. Память преп. Александра Свирского - 30 августа (12 сентября) Один из приделов Покровского храма в Москве освящен во имя Василия Блаженного, а другой - во имя преподобного Александра Свирского... Не случайно сошлись эти святые в храме, названном памятником Святой Руси. Не случайно сошлись они и во времени, являя собою горние вершины русской святости... 1. Трудами русских святых созидалась, оборонялась и разрасталась Святая Русь, и крепость ее становилась необоримой. 28 декабря 1480 года Москва колокольным звоном встречала возвращающиеся с Угры войска Ивана III Васильевича. "Стоянием на Угре" завершилось татаро-монгольское иго, начиналось собирание Руси. На этом пути опасности подстерегали молодое, быстрорастущее Московское государство, как извне, так и изнутри. И едва ли не самой страшной из них была появившаяся тогда в Новгороде ересь жидовствующих, зародившаяся в 1470 году. В Новгород прибыл тогда из Киева ученый иудей Схария - "дьяволов сосуд и изучен всякого злодейства изобретению". Считается, что от него и начала распространяться учение, представляющее смесь тайного иудаизма, астрологии и черной магии. Отрицая основные православные догматы, приверженцы ереси стремились проникнуть в структуры Православной Церкви, чтобы разрушить Русскую Церковь изнутри. С появлением в Москве новгородских священников Дениса и Алексия, определенных в 1480 году в кремлевские церкви Успения и Михаила Архангела, ересь начинает распространяться среди высшего московского общества. В принадлежности к этой ереси был заподозрен даже венчанный на Московское царство внук Ивана III Васильевича - Дмитрий Иоаннович. Тревогу поднял в 1485 году Новгородский архиепископ Геннадий Чудновский, открывший ересь. Однако митрополит Геронтий не пожелал "докучать" этим известием Ивану III Васильевичу, и Геннадий обратился за помощью в борьбе с ересью к Иосифу Волоцкому (Волоколамскому). Борьба развернулась не шуточная. Сторонникам ереси жидовствующих удалось поставить во главе Русской Православной Церкви своего человека - митрополита Зосиму, который сразу же воздвиг гонения на преподобного Геннадия Новгородского. Борьба оказалась невероятно трудной и весьма опасной, и только через семнадцать лет после "открытия ереси" обозначился успех. В 1502 году Елена Волошанка была обвинена в сочувствии ереси и заточена в тюрьму. Вместе с нею подвергся опале и ее венчанный на Московское царство сын Дмитрий. Окончательную победу в борьбе с ересью закрепил Собор 1503 года и "Просветитель" Иосифа Волоцкого, изобличивший ересь жидовствующих. Так и была преодолена эти страшная опасность. Поэтому и говорим мы, что конец пятнадцатого века - это не только годы ратных подвигов замечательного русского полководца Даниила Щени, не только законотворческая деятельность дьяка Владимира Гусева, составившего первый русский "Судебник", но еще и годы духовной брани русских святых. Поражает, как сравнительно легко, их трудами и молитвами была отведена на этот раз от Православной Руси страшная беда... Конец XIV - начало XV веков вообще счастливое время в истории русского православия. ............ |