План
Цели, задачи и специфика деятельности детского медицинского реабилитационного центра
Психолого-педагогические основы работы с детьми и подростками в реабилитационных центрах
Технологии реализации социальным педагогом посреднического направления работы в реабилитационных центрах
Роль социальных педагогов в реабилитации инвалидов
Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения.
Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений осуществляются общеобразовательными учреждениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, центрами психологической консультации и педагогической реабилитации. [1.]
Субъекты реабилитационного пространства, осуществляющие свою деятельность ставят целью гyманизацию социума ребенка, гармоничное его развитие, профилактику школьной и социальной дезадаптации.[2]
Главная задача центра - это индивидуальная, конкретная работа с детьми в условиях сохранения межличностных связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения курса реабилитации в специализированных учреждениях.
Медицинское обследование детей в центре показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер.
Организация реабилитационного процесса в социально-реабилитационном центре осуществляется комплексно.
Комплексный подход реабилитации основывается на ряде принципов:
-выявление и экспертная оценка реабилитационного потенциала каждого ребенка;
-выделение приоритетного направления реабилитации;
-дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий;
-последовательность реабилитационного воздействия;
-преемственность методов реабилитации при комплексном воздействии.
Реабилитационная работа с ребенком в учреждении строится по следующим основным этапам:
Подготовительный - это сбор информации: знакомство с ребенком, с семьей, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика физического и психического состояния;
организационный - анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы;
практический - реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность.
Модель организации психолого-педагогической работы в учреждении строится по принципу психолого-педагогического сопровождения. Одна из форм сопровождения ребенка - социально-реабилитационный консилиум (МПСПК). Консилиум позволяет объединить усилия специалистов по социальной работе, педагогов, психологов, медиков и всех других субъектов реабилитационного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.
Консилиумы - это организационный этап реабилитационной деятельности. Первый консилиум проходит через 10-14 дней после поступления ребенка в учреждение. Основным документом для работы консилиума является "Индивидуальная программа работы с ребенком", куда заносятся результаты обследования ребенка специалистами.
Индивидуальная программа социальной реабилитации создается на основе всестороннего изучения ребенка сотрудниками центра: медиками, воспитателями, учителями, социальными педагогами, специалистами по социальной работе и др. ............