«ДОМОСТРОЙ» – ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
 
  ПЛАН
  
 Вступление. Общие сведения
 1. Редакции памятника
 2.О языке «Домостроя»
 3.Жанры 
 4.Композиция 
 5.Особенности повествования
 6. О роли женщины в средневековой семье
 7.«Домострой» о воспитании
 8. Памятники народной культуры в «Домострое»
 Заключение. Влияние традиций «Домостроя» на современного читателя
 Список использованной литературы
  
 
  Вступление. Общие сведения 
 «Домострой», то есть «домашнее устроение», – литературно-публицистический памятник ХVI века. Это разбитый по главам кодекс норм религиозного и общественного поведения человека, правил воспитания и быта зажиточного горожанина, свод правил, которым должен был руководствоваться каждый гражданин.
 Это типичный для средневековой литературы памятник нравоучительного характера. Повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям, каждое положение аргументируется здесь ссылками на тексты Священного писания, главным образом. Но отличается он от других средневековых памятников тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся изречения народной мудрости.
 Непосредственность чувства, искренность и упорное стремление к утверждению нравственного идеала одухотворяет «Домострой».
 Составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного, протопопом Сильвестром, «Домострой» является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным сводом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества.
 В «Домострое» подробно излагаются наставления по приготовлению пищи, приему гостей, свадебным и другим обрядам, воспитанию детей, ведению хозяйства, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных.
  
 
  1. Редакции памятника
 Памятник сохранился в трех редакциях и многочисленных списках 16-18 вв. и неоднократно издавался. 
 Текст первой редакции (до середины 16в.) издан И.Е.Забелиным в 1882г.
 Текст второй редакции по Коншинскому списку конца 16 – начала 17 вв. подготовил к изданию и издал А.Орлов в 1908 году. 
 Третья редакция текста «Домостроя» – сплав первых двух, где совмещаются их особенности. В 17 веке появились даже стихотворные переложения. 
 «Домострой» первой редакции по рукописи, написанной в 60-х годах 16 в., хранится в Государственном Историческом музее в Москве.
  
 2.О языке «Домостроя»
 Язык памятника – гибкий и настолько яркий, что не всегда возможно передать современным языком многоцветье его образов.
  
 3. Жанры
 В основе текста «Домостроя» лежат несколько традиционных жанров. 
 Во-первых, это «поучения от отца к сыну», известные на Руси с середины 11 века (например, поучения Владимира Мономаха, оставленные сыновьям). Здесь наблюдается назидательность и лаконичность, подчас афористичность изложения.
 Во-вторых, это сжатые по форме «слова святых отцов». Впоследствии они были собраны и составили несколько замечательных сборников нравственного содержания – «Измарагд» («изумруд»). Многие разделы «Измарагда» вошли в текст «Домостроя».
 В-третьих, «Домострой» испытал влияние многих средневековых «обиходников», которые определяли порядок и чин, например, монастырского служения и во многом сближался с идеалом монастырской жизни.  ............