Часть полного текста документа:Процессный подход к управлению персоналом Татьяна Давидченко, руководитель службы управления персоналом ОАО "ПО Элтехника", г. С.-Петербург     Важнейший ресурс - кадровый (Human Resources, HR) - должен работать на результат, нужный компании. Добиться этого стремится служба управления персоналом любого предприятия. Татьяна Вячеславовна Давидченко рассказывает об одном из возможных подходов к решению задачи.     Для большинства российских предприятий сегодня характерна функциональная модель управления. Она имеет ряд существенных недостатков, поэтому общемировой тенденцией развития менеджмента является применение процессного подхода к управлению. В основе этого подхода лежит взгляд на предприятие как на совокупность ключевых бизнес-процессов, а не функциональных подразделений. Основное внимание здесь уделяется процессам, которые объединяют отдельные функции и направлены на достижение конечного результата бизнеса в целом, а не конкретной структурной единицы. Следовательно, процессы, связанные с управлением персоналом, не локализованы в рамках HR-службы, а являются сквозными: проходят через всю организацию, в них активно участвуют как специалисты по персоналу, так и владельцы самих бизнес-процессов - руководители подразделений. Бизнес-процесс управления HR     В рамках процессного подхода необходимо спроектировать бизнес-процесс управления HR и организовать его эффективное управление.     На практике это выглядит следующим образом:      регламентация бизнес-процесса;      определение показателей его результативности и эффективности;      управление процессом;      контроль и улучшение процесса.      В ОАО "ПО Элтехника" система управления персоналом регламентирована документами бизнес-процесса "Подготовка и обеспечение компетентности персонала", т.е. соответствующими инструкциями и положениями.     Определены подсистемы бизнес-процесса:      подбор и адаптация персонала;      оценка уровня квалификации и потенциала сотрудников;      мотивация персонала;      обучение и развитие персонала для поддержания требуемого уровня компетентности;      оценка результативности обучения;      ведение документов и записей об образовании, навыках и опыте персонала.      ПАРАМЕТРЫ     Разработаны измеряемые и контролируемые параметры бизнес-процесса:      коэффициент текучести персонала (Кт);      коэффициент закрытия вакансий (Кз);      коэффициент результативности адаптации (Ка);      коэффициент результативности обучения (Ко);      коэффициент компетентности персонала (Кк).      Оценка результативности процессов по этим критериям осуществляется руководителем Службы персонала с периодичностью один раз в квартал.     В качестве примера ниже приведены расчеты коэффициентов текучести, закрытия вакансий и результативности адаптации. Коэффициент текучести рассчитывается отдельно для каждой категории сотрудников (для рабочих, специалистов и т.д.) по формуле:           где N1 - количество сотрудников уволенных за период;     N - среднесписочная численность за период.     Коэффициент закрытия вакансий определяется по формуле:          где V1 - количество вакансий на начало периода;     V2 - количество вакансий, открытых в текущем периоде;     V3 - количество закрытых вакансий;     V4 - количество снятых вакансий.     Коэффициент результативности адаптации находят по формуле:          где А1 - количество человек, успешно завершивших адаптацию в текущем периоде;     А - количество сотрудников, вновь принятых в текущем периоде.     Все перечисленные коэффициенты имеют фиксированные числовые значения - нормативы, установленные с учетом специфики предприятия.  ............   |