МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 "ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
 Институт нефти и газа
Курсовая работа
 на тему: Профессиональное самоопределение школьников
 Тюмень 2006
  СОДЕРЖАНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ
 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
 1.1 Основные формы и модели профориентации: история и современность
 1.2 Новые методы профориентационной работы
 1.3 Профессии, которые предпочитают современные школьники
 ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ МЕТОДОВ РR- ТЕХНОЛОГИЙ ВУЗАМИ (ТЕХНИКУМАМИ, УЧИЛИЩАМИ), ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ (ОПЫТ ТюмГНГУ)
 2.1 Направления профориентационной работы ТюмГНГУ
 2.2 Роль профориентационной работы вуза в самоопределении школьников: результаты социологического опроса
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 ПРИЛОЖЕНИЯ
  ВВЕДЕНИЕ
 Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Смысл профориентационной работы в том, чтобы помочь школьникам и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
 Профориентация, существовавшая еще при социалистическом методе ведения хозяйства и ориентированная на тоталитарное педагогическое мышление, изжила себя. А профориентация, соответствующая требованиям изменившейся социокультурной ситуации, себя еще положительно не зарекомендовала. Выбор профессии, в частности поступление в вуз, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами. Для молодых людей это возможность избежать призыва в армию. По последним оценкам среди получающих первое профессиональное образование таких больше трети. Вуз выполняет роль «социального убежища» не только для ребят, подлежащих призыву, но и просто для «профориентационно незрелых» людей. В результате профессию человек выбирает не в школе, а уже в вузе.
 В настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми методами профориентациии. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.
 Актуальность работы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.
 Целью данной работы является выявление уровня проводимой профориентационной работы в школах города Тюмени и Тюменской области.
 Задачи:
 • Рассмотреть теоретический аспект профориентации учащихся;
 • Выявить проблемы профессионального самоопределения школьников;
 • Изучить новые РR-методы профориентационной работы со школьниками;
 • Исследовать, посредством опроса абитуриентов, уровень профориентационной работы проводимый школами, вузами (техникумами, училищами) города Тюмени и Тюменской области.
 Объектом данного исследования является профориентационная работа, проводимая в школах.
 Предметом являются новые РR-методы, используемые в профориентационной работе вузов (техникумов, училищ).
  ГЛАВА 1.  ............