Содержание
 Введение…………………………………………………………………………3
 Глава 1. Теоретико – методологические  основы социальных отношений в трудовом коллективе
 1.1.Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции…6
 1.2. Социальные отношения в  трудовом коллективе…………..........................9
 1.3. Коллектив как социально-психологическая характеристика социальных отношений………………………………………………………………………..13
 ГЛАВА 2. Разработка стратегий  поведения членов трудового коллектива как фактор оптимизации социальных отношений в трудовом коллективе 
 2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования………………17
 2.2.Методы и методики исследования социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………………………….20
 2.3.Рекомендации по совершенствованию социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………………………….21 
 Заключение……………………………………………………………………….27
 Список  литературы……………………………………………………………..29
 Приложения……………………………………………………………………...30
 
  Введение
 Вопросы экономики, организации и социологии труда тесным образом взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социальных отношений  трудовых коллективов.
 Исторически сложилась система общественного разделения труда.  Члены
 общества могут заниматься трудовой деятельностью как  индивидуально,  так  и коллективно, объединяясь в различного типа организации,  компании,  фирмы  и т.д. Объединения людей в организации позволяет им эффективнее  включаться  в систему  общественного  производства,  создавать  более  крупные  и   мощные  социально-производственные системы по сравнению  с  индивидуальной  системой труда.
 Общую картину взаимодействия  между  людьми  в  трудовых  коллективах дополняют   личные   взаимоотношения.   Взаимоотношения   –   это    система взаимосвязей людей между собой в различных  группах.  Взаимоотношения  могут быть  официальными  и  неофициальными,  деловыми  и  личными.  Межличностные взаимоотношения людей связаны с  общественными  отношениями  и  определяются ими. Особенности поведения человека  в  коллективе,  результаты  его  работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы,  формируют  у каждого из них  отношение  к  этому  человеку,  и  таким  образом  в  группе развивается система взаимоотношений. Удовлетворенность взаимоотношениями  по горизонтали   (с   товарищами)   и   по   вертикали    (с    руководителями) рассматривается как важный показатель СПК в трудовом коллективе.  Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с  частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно  связанных  с  работой,  а так же с частотой контактов членов коллектива в свободное от  работы  время. В самой официальной обстановке  между  людьми  так  или  иначе  складываются  личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу  в  коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.
 В сложной системе взаимоотношений взаимодействий в трудовом коллективе  люди   занимают  определенные   позиции,  основанные   на  их неофициальном личном авторитете  в  данной  группе  людей.  Таким  образом,  трудовой  коллектив  –  это  система  связанных  между  собой официальных  позиций,  занимая  которые  работники обладаю   определенными правами и обязанностями, и  систему  неофициальных  позиций,  основанных  на реальном авторитете членов коллектива и степени из влияния на группу.
 Актуальность данной темы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
 В России в настоящее время достаточно глубоко исследованы проблемы социально- трудовых отношений, занятости, уровня жизни и доходов населения, качества жизни.
 Методологические подходы, к рассмотрению различных аспектов  социальных отношений нашли отражение в работах отечественных авторов В.В.Адамчук, Б М.  ............