«Самарский институт управления»
 080507 65 Менеджмент организации
 Дипломный проект
 «Проблема текучести кадров и пути ее снижения (на примере цеха 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»)»
 Научный руководитель
 Ст. преподаватель
 к.п.н, Харитонова Т.В
 Самара 2010г.
  Содержание
 Введение
 1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения
 1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала
 1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала
 1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
 2. Анализ текучести кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
 2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
 2.2 Анализ трудового потенциала цеха 2422  
 2.3 Выявление причин текучести кадров цеха 2422
 3. Пути снижения текучести кадров в цехе 2242
 3.1 Программа мероприятий по снижению текучести кадров
 3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести в цехе 2422
 Заключение
 Библиографический список
 Приложения
  Введение Актуальность исследования. Трудно спорить с тем фактом, что персонал организации является основным ресурсом компании. Сегодня большинство руководителей убедились в важности вопросов кадровой политики, поскольку какой бы хорошей не была идея, воплощают ее в жизнь сотрудники организации. И только удачно подобранный трудовой коллектив, команда единомышленников способны реализовать стоящие перед компанией серьезные задачи.
 Одной из важных и сложных проблем управления является обеспечение устойчивости при функционировании предприятий и организаций в условиях экономического кризиса и снижение тем самым негативных эффектов феномена цикличности. Сегодня неустойчивость развития экономики непосредственным образом проявляется в росте текучести персонала организаций всех видов и форм собственности [33]. 
 Текучесть зависит от множества факторов (специфики бизнеса, территориального расположения фирмы, стадии развития компании, квалификации, образования и возраста сотрудника), поэтому каждая компания определяет свой идеальный уровень сменяемости персонала.
 В российской производственной сфере оптимальной считается текучесть около 10%. В активно растущем бизнесе, особенно на стадии массового найма, уровень текучести может составлять чуть более 20%. В ресторанном и страховом бизнесе 30% ежегодной смены сотрудников не вызывает беспокойства, а для некоторых розничных сетей даже текучка 80% считается нормальной.
 В крупных городах с большим рынком труда средние нормы по всем отраслям варьируются от 10% до 20%. А в небольшом провинциальном городе этот показатель может составить всего 5% только потому, что в данной местности гораздо меньше возможностей найти другую работу.
 Отличается процент нормы и для разных уровней персонала: для управленческого звена текучесть не должна превышать 5%, для линейного персонала 10-30%, для неквалифицированного персонала - 80%. Замечено, что чем ниже квалификация, тем больше стремление к перемене места работы.
 И все же норма текучести кадров зависит не столько от каких-либо стандартов, сколько от кадровой стратегии компании. Практика показывает, что основная причина увольнения - недовольство работников своим положением [21].
 Для многих компаний высокая текучесть кадров - одна из самых актуальных проблем.  ............