Лекция 
По учебной дисциплине
 «История менеджмента»
 "Природа управления и исторические предпосылки его развития"
  Введение
 Цель изучения курса «История менеджмента» состоит в том, что бы научиться разбираться в прошлом, лучше ориентироваться в настоящем и предвидеть будущее развитие управления.
 В результате изучения данного курса менеджер должен знать и уметь использовать:
 – методологические проблемы истории управления производства и управленческой мысли;
 – закономерности возникновения и развития школ и теоретических концепций управления:
 – периодизацию истории управления;
 – особенности различных национальных моделей управления;
 – пути и методы реформирования управления и перехода от административно-командного к рыночному управлению в России;
 – перспективы развития управления.
  
 
  1. Природа управления и исторические предпосылки его развития
 1.1 Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления
 Любая область деятельности человека – (медицина, культура, образование, техника и т.д.) – имеет свою историю. Всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения, предстает как необходимый элемент настоящего и уходит в нашем воображении в будущее. Это весьма сложный, но очень интересный процесс. Без прошлого нет будущего, без понимания прошлого невозможно предвидеть будущее, в чем сегодня назрела особая необходимость.
 Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль.
 Понимание их истоков позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.
 История – это бесконечная череда не только событий, но и успехов и промахов в деятельности руководителей разного масштаба. Все это имеет свои причины и следствия.
 
  1.2 Сущность управления экономикой
 Современная наука управления сформировалась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения в высшей школе.
 Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США, когда на рубеже XIX и XX вв. производство в США достигло сравнительно больших масштабов, заметны стали процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии (машинные технологии), дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств; возникли проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия.
 Все это свидетельствовало о необходимости управления, точнее, его развития и совершенствования. Именно практика обнаружила потребность большого внимания уделять управлению, именно практика показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.
 Это обстоятельство имеет большое значение в понимании тенденций развития менеджмента: практика будит мысль à мысль рождает науку à развитие науки требует изучения истории à знание прошлого воплощает в проекты будущего.
 Развитие менеджмента в западных странах – наиболее разработанная часть истории менеджмента.  ............