Применение систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля
1. Технико-экономическая эффективность внедрения систем
Для оценки экономической эффективности инноваций используются показатели общественной и коммерческой эффективности. Общественная эффективность рассчитывается с учетом эффекта, достигаемого не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях народного хозяйства. Коммерческая эффективность определяется эффектом, достигаемым на уровне отрасли, дороги или предприятия и используется для установления технико-экономической целесообразности диспетчеризации.
Расчет коммерческой эффективности базируется на анализе разности между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. Показателями эффективности инноваций являются чистый дисконтированный доход (или интегральный эффект), индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок возврата (окупаемости) затрат.
Расчеты эффективности централизации оперативного управления выполняются для следующих основных направлений диспетчеризации, реализуемых на сети железных дорог Российской Федерации:
замена существующих центральных постов компьютерными с сохранением традиционных линейных пунктов систем "Нева", "Луч" и ЧДЦ;
оборудование участка компьютерной системой кодового управления;
внедрение на участке компьютерной системы диспетчерского контроля.
В первом случае определяется сравнительная экономическая эффективность с базовым вариантом - ЦП традиционной ДЦ. При модернизации ЦП, т.е. замене компьютерными, капитальные вложения должны быть направлены на проектирование, К; аппаратные средства К, программное обеспечение К, демонтаж оборудования старых систем К; монтажные работы компьютерных систем К, пуско-наладочные работы К, обучение персонала К.
Суммарные капитальные вложения:
При этом эффективность составят:
остаточная стоимость демонтируемого оборудования Сост;
уменьшение эксплуатационных расходов в результате сокращения численности обслуживающего персонала - регулировщиков ремонтно-технологического участка благодаря ликвидации реле Сшн; снижения затрат на содержание площадей служебно-технических помещений (периодическое выполнение косметического ремонта, уборка, плата за обогрев и т.д.) С; уменьшения затрат на электроэнергию благодаря снижению энергопотребления как собственно в компьютерных системах, так и на освещение при сокращении площадей С; получения дополнительного дохода от высвобождаемых площадей (сдача в аренду, возможность использования для других устройств или размещения служебного персонала и т.п.) из-за небольших размеров и массы компьютерных систем Свп; снижения потерь в движении благодаря дальнейшей автоматизации и новым функциям при применении компьютерных средств Сдв; изменения амортизационных отчислений из-за уменьшения основных фондов Сам.
При новом строительстве ДЦ на участке к капитальным вложениям центрального поста добавляются затраты Кпл на строительство здания. Однако благодаря небольшим размерам новых компьютерных систем их удается разместить в существующих помещениях диспетчеров. Тогда
Капитальные вложения на станциях распределяются на проектирование контролируемых пунктов ДЦ, К; оборудование КП на станциях участка К, программные средства КП К ; монтажные работы К ; пуско-наладочные работы К , обучение обслуживающего персонала К .
Общие капитальные вложения в устройства контролируемых пунктов участка
где: т - число станций участка. ............