Часть полного текста документа: Глава 1. Правоотношения - следствие действия права как социального и государственного института. В государственном (родовом) институте правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит что правоотношения не мыслимы вне права или без прав а. Есть лишь отношения объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми.Не может быть такого положения, чтобы правовые отношения существовали помимо и независимо от юридических норм. Конечно,правоотношения возникают не просто потому что есть норма права (хотя это обязательно формальное основание), а потому, что определённые общественные отношения нуждаются в правовой регламентации.Тогда появляе тся юридическая норма и уже на её основе-правоотношение.Правоотношения как бы вызревают в недрах общественной жизни ,детерминируясь экономическими и иными потребностями.Юридические мотивы, социальная необходимость,тенденции,интересы должны быть осознаны законодателем,пройти через волю государства,получить объективацию в нормах и в конечном счёте воплотиться в соответствующих правоотнощениях. Поэтому следует различать исторический генезис правоотношений,их зародышевое состояние и вполне сложившуюся правовую норму, определяемую законом.Иначе говоря,-материальный и формальный источники. Право регулирует далеко не все,а лишь наиболее принципиальные отношения,имеющие существенное значение для интересов государства ,общества,нормальной жизнедеятельности людей.Это прежде всего отношения собственности,власти и социально- экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка,трудовые,имущественные,брачно-семейные отношения и т.п.Остальные либо не регулируются правомвовсе( сферы морали,дружбы,товарищества,обычаев,традиций),либо регулируются лишь отчасти (например,в семье помимо материальных существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами,между родителями и детьми,не затрагиваемые правом). С этой точки зрения все общественные отношения можно подразделить на 3 группы Ё 1)регулируемые правом и, следовательно,выступающие в качестве правовых(правоотношения); 2) не регулируемые правом и,значит, не имеющие юридической формы;3) частично регулируемые.В основе такого деления лежат 3 критерия Ё социальная необходимость,государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию,ла и необходимость в этом не возникает.Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации "всего и вся". На целесообразность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность,гуманность, демократичность). Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение.Это определяется границами действия права, которые, однако,не являются абсолютными,раз навсегда данными.Условия меняются,и то,что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом. Пределы правовой сферы ("юридического поля") подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться,но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства ,ход исторического процесса.Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений,а именно ту, которая опосредуется правом. Наиболее характерные черты (признаки) правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем. 1.Они возникают,прекращаются или изменяются только на основе правовых норм,которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них.Между этими явлениями существует причинно- следственная связь. ............ |