Часть полного текста документа:Правила использования юмора руководителем Кому-то этот дар общения отпущен природой, а кто-то, как считает он сам или окружающие его люди, начисто его лишен. Однако всему можно научиться, даже умению шутить. Для начала попробуйте воспользоваться рекомендациями, которые приводятся в этой статье. "Избегайте тех, кто пытается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим", справедливо говорил Марк Твен. Юмор часто используется в качестве разящего оружия. Он так болезненно отражается на людях, что порой мы просто отказываемся применять это эффективное средство воздействия. Кому-то отпущен природой этот дар общения, а кто-то, как считает он сам, начисто его лишен. Однако всему можно научиться, даже умению шутить. Попробуйте воспользоваться рекомендациями, которые приводятся в этой статье. Первое требование. Можно посмеяться над отдельной чертой характера, конкретным поступком или высказыванием подчиненного. Никогда нельзя подвергать осмеянию личность человека. Недопустимо применять старую как мир уловку беспринципных людей: вместо того, чтобы опровергнуть доводы собеседника - опорочить, высмеять его самого. Второе. Не следует смеяться над тем, что человек не может исправить. Недопустима улыбка, а тем более шутка по поводу необычной фамилии подчиненного, его физической слабости, болезни, полноты, необычных пропорций тела, заикания. Недопустимо высмеивать объект симпатии или любви подчиненного. Третье. Не рекомендуется первым смеяться над собственной шуткой. Рассказывая смешной эпизод, руководитель должен оставаться, по возможности, сдержанным, иначе он продемонстрирует явно положительное отношение к собственной шутке, продекламирует ее как что-то удивительно остроумное. И может вызвать реакцию противоположную ожидаемой. Чувство комического возникает, когда концовка анекдота, рассказа противоречит тому, что было сказано раньше, когда финал или заключение неожиданны. Чем более вероятностный прогноз противоречит действительному ходу событий, тем сильнее эмоциональная реакция. Когда же руководитель начинается смеяться раньше времени, он невольно готовит соответствующий прогноз слушателей. Эффект комического резко снижается. "Если хочешь вызвать слезы - плачь. Но если желаешь насмешить, самому смеяться нельзя", - говорит итальянская пословица. Четвертое. Недопустима грубая пошлая шутка. Они - следствие низкой культуры руководителя, недооценка и неуважения личности подчиненных, результат назидательности, ничего общего не имеющей с остроумием. Пошлые и грубые шутки приводят к устойчивому конфликту между начальником и подчиненным. Бестактность болезненно отражается на людях, провоцирует их на серьезный конфликт с коллегами и руководителями. Пятое. Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах подчиненного, его забывчивость, неловкость. Такая шутка может больно ранить, вызвать конфликт с руководителем. Вряд ли можно сказать, что человек обладает чувством юмора, если он смеется над упавшей на ровном месте пожилой женщиной, бегущим по лужам за сдутой ветром шляпой стариком, севшим на сломанный стул и упавшим товарищем. ............ |