Часть полного текста документа:Построенные навечно: основные элементы структуры успешной организации Сергей Владимирович Дохолян, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Дагестанского государственного университета.      Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации.     Среди основных элементов проектирования организации можно выделить следующие:     разделение труда и специализация,      департаментизация и кооперация;      связи между частями и координация;      масштаб управляемости и контроля;      иерархия организации и ее звенность;      распределение прав и ответственности;      централизация и децентрализация;      дифференциация и интеграция.     Разделение труда и специализация     Как известно, разделение труда приводит к созданию в организации все новых и новых видов работ. В организации вся работа делится на отдельные участки, в рамках которых человек должен начинать и завершать определенный цикл действий, образующих ту или иную работу. Работы могут специализироваться как по функциям, так и по конкретному приложению этих функций к решению отдельных задач.     Разделение труда в организации происходит по двум направлениям:     постадийное разделение работ в организации, начиная с поступления в нее ресурсов и кончая выходом из нее продукции или услуги (снабжение, планирование, производство, сбыт). Такое разделение работ называется горизонтальной специализацией;      разделение работ по уровням иерархии в организации как в целом, так и в ее отдельных частях. Этот путь специализации имеет вертикальную природу.     Специализация дает ряд преимуществ:     способствует поиску путей совершенствования работы благодаря тому, что ее исполнитель имеет возможность до мельчайших деталей разобраться в сущности дела;      ведет к выявлению наиболее важных, критических областей деятельности в организации и тем самым помогает адекватно спроектировать именно эти направления в работе;      упрощает потребность коммуникации и процесс принятия решений по отношению к индивидуальной работе, так как узкоспециализированный работник не вовлечен в частые контакты с коллегами и своим руководством;      облегчает процесс формализации работы.     В то же время специализация порождает и негативные результаты:     уводит общую цель организации от работника и служит причиной известной организационной болезни - функционализма;      приводит к усилению координационной деятельности;      развивает внутриличностную ориентацию и порождает различия в микрокультуре труда;      приводит к снижению уровня морали и удовлетворенности работой и как следствие этого порождает абсентеизм и текучесть кадров.     В определенных обстоятельствах положительная сторона специализации - повышение производительности - может нивелировать ее отрицательную сторону - снижение морали. Однако в процессе проектирования организации всегда необходимо помнить и о той, и о другой стороне специализации.     Рост специализации отдельных работ в организации ограничивается возможностями их координации.  ............   |