"Подарочный набор для сервировки стола к 300-летию Санкт-Петербурга "Биржевая площадь"
  
 Санкт-Петербург 2002
  Введение
 Город на Неве многослоен и многолик. Он сохранил в своем архитектурном облике памятники многих исторических эпох, начиная с первых лет XVIII века.
 Шли десятилетия, сменялись поколения, возникали новые общественные потребности, развертывалось строительство новых зданий, сносились и перестраивались ранее возведенные строения. Следуя велениям времени, менялась архитектура зданий. Возникали новые кварталы, формировались архитектурные ансамбли – многие из них стали подлинными шедеврами градостроительного искусства, вошли в сокровищницу мирового зодчества.
 Могущество и архитектурное великолепие города заставляет волноваться сердца многих приезжих, к которым отношу себя и я.
 Произошло постепенное знакомство с историческим центром Петербурга – это, прежде всего, знакомство с «Властью» этого города – Зимним дворцом; его «Правосудием» – Петропавловской крепостью; «Военным ведомством» – Адмиралтейством и, наконец, «Торговым центром» – Биржей и своеобразными маяками – Ростральными колоннами.
 Свой дипломный проект я решила посвятить грядущему юбилею города, отразив в этой работе один из архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга – Биржу и Ростральные колонны. Идею я воплотила в фарфоре.
 Этот материал более точно, на мой взгляд, смог отразить грациозность и в то же время могущество и силу этого великолепного ансамбля.
 
  1. Исторический обзор 
1.1 История создания фарфора
 Производство керамических изделий – одно из самых древних ремесел. Термин «керамика» происходит от греческого слова «keramos» – глина, а изделия, изготовленные из нее или масс, в состав которых входит глина, называются керамическими.
 Белизна и полупрозрачность фарфора, возможность придания изделию разнообразных форм, блеск глазури, глубина и яркость тонов керамических красок сделали фарфор наиболее распространенным среди материалов, применяемых в художественной промышленности.
 Современное значение слова более широкое. Керамика – это все неорганические, неметаллические изделия, полученные из порошкообразных материалов (глин, каолинов, кварцевого песка и др.) и упрочненные в процессе спекания.
 Археологические находки позволяют отнести начало изготовления керамических изделий к XV тыс. до н.э. Это были примитивные изделия, вылепленные вручную, обожженные на костре и имевшие низкую механическую прочность.
 Быстрый рост городов приводит к повышению спроса на керамические изделия. Возникают мануфактуры сначала в Испании (XIV–XV вв.), затем в Италии (XV–XVI вв.), Франции (XVI–XVII вв.), Голландии (XVII–XVIII вв.), России (XVII–XVIII вв.) и др.
 Родина фарфора – Китай. Производство фарфора в Китае, где уже 2 тыс. лет назад изготавливались фарфороподобные изделия, достигло расцвета в XV–XVII вв. Фарфоровые изделия обладали высокой прочностью, просвечивали в тонком слое и издавали чистый звон.
 Рубеж XVIII–XIX веков явился переломным моментом в русской действительности. Это относится, в частности, и к русской фарфоровой промышленности. Начало XIX века было временем появления у прогрессивных слоев общества светлых надежд. Вольнолюбивые устремления лучшей части русского дворянства и интеллигенции вызвали к жизни направления сентиментализма и романтизма в литературе и искусстве.  ............